Посадка вертолетов ВМС США
Прислано Pretich May 28 2024 09:05:44

Американская корабельная система безопасной посадки вертолетов

По свидетельству американской военной печати, командование ВМС США считает вертолет универсальным средством для решения многих боевых задач в море. В связи с этим оно расширяет сферу его применения не только со специальных вертолетоносцев, но и почти со всех кораблей основных классов и вспомогательных судов (оборудованных взлетно-посадочными площадками), на борту которых базируется одна или две машины. Такая площадка обычно располагается в корме, имеет соответствующую разметку, осветительную систему посадки для обеспечения ночных полетов, ограничительные огни, а также огни разрешения взлета и посадки и т. д. Ангар, как правило, размещается сразу же за ней, ближе к носовой части корабля, куда вручную или с помощью лебедки перемещается вертолет со сложенными лопастями несущего винта и хвостовой штангой.

Как известно, взлет и посадка вертолета на палубу в неблагоприятных гидрометеорологических условиях затруднены, а порой и вообще невозможны. В настоящее время корабли оснащаются устройствами для обеспечения безопасной посадки вертолетов в штормовую погоду.

В США на базе канадского устройства (используется с 1968 года) создали систему RAST — Recovery Assist Secure and Traverse, устанавливаемую на новых фрегатах УРО типа «Оливер X. Перри», оснащенных противолодочными вертолетами системы ЛЭМПС Мk3. Ее испытания проводились в 1981 году испытательным центром авиации ВМС США (Патаксент-Ривер, штат Мэриленд) в лабораторных условиях на специально оборудованных вертолетных площадках, а также в море на новом фрегате УРО «Мак Инерни».

Основные элементы системы RAST, размещенные на корабле, показаны на рис. 1.

Схема размещения основных элементов системы RAST на корабле
Рис. 1. Схема размещения основных элементов системы RAST на корабле

На вертолете имеются две выдвижные телескопические стопорные штанги и бросательный конец, проходящий через основную штангу.

Принцип работы системы заключается в принудительном притягивании зависшего над кораблем вертолета к устройству быстрой швартовки посредством силового троса с последующим перемещением его в ангар по специальным направляющим трекам.

Применение RAST требует четкого взаимодействия между летчиком и руководителем посадки с сохранением за первым права принимать окончательное решение на ее выполнение или немедленную отцепку силового троса. Сначала летчик должен осуществить нормальный заход и зависнуть над палубой на высоте около 4,5 м. Затем с вертолета подается бросательный конец, к которому на палубе крепят силовой трос. Один его конец соединен с гидравлической лебедкой на корабле, а другой при помощи бросательного конца поднимается на вертолет и автоматически запирается специальным замком в основной штанге (рис. 2).

Посадка вертолета на палубу корабля с помощью системы RAST
Рис. 2. Посадка вертолета на палубу корабля с помощью системы RAST

Убедившись, что все системы вертолета работают нормально, летчик запрашивает у офицера — руководителя посадки «натяжение». Тот с поста управления создает расчетное натяжение силового троса около 900 кг (RAST обеспечивает натяжение 400—1800 кг), при котором вертолет находится в режиме устойчивого висения. Далее летчик снижает его над устройством быстрой швартовки до высоты 2,5 м и докладывает руководителю: «К посадке готов». Последний, подкорректировав действия пилота по радио для точного занятия машиной места над устройством, дает команду: «Посадка», а затем натягивает трос с усилием 1800 кг. При этом происходят центрирование вертолета и стабилизация его в режиме висения. Летчик в случае необходимости может немедленно отсоединить силовой трос.

Силовой трос втягивает основную штангу вертолета в устройство быстрой швартовки, зажимное приспособление которого захватывает и стопорит ее. Благодаря этому устройству вертолет жестко связал с кораблем, а хвостовая штанга опускается в решетку на посадочной палубе, что предохраняет машину от разворачивания относительно вертикальной оси.

По данным иностранной печати, в процессе испытаний скорость снижения вертолета достигала 1,8—2,4 м/с при высоте волны 3,6 м и скорости ветра 90 км/ч, однако он выполнял посадку мягко.

С помощью устройства быстрой швартовки вертолет по команде с поста управления может быть перемещен в правый или левый ангар в зависимости от того, где он осуществил посадку.

Иностранные военные специалисты считают, что без системы RAST при сильной качке невозможно вручную передвигать вертолет (вес 9 т) в ангар с зазором между ним и проемом дверей 20 см.

По данным зарубежной прессы, система RAST обеспечивает безопасную посадку вертолета в море на корабль при бортовой качке до 28°, килевой 6°и скорости подъема палубы 4,6 м/с.

При испытаниях выполнялись также посадки без притягивания вертолета силовым тросом, которые показали, что без принудительного притягивания летчику трудно попасть основной штангой в пространство между зажимами устройства быстрой швартовки размером 105 х 90 см даже в штилевую погоду.

Ветер и создаваемый несущим винтом воздушный поток, отраженный от ангара и посадочной площадки, вызывают перемещение вертолета в режиме висения. Для устранения этого явления летчик должен проделать несколько незначительных (хотя и частых) движений ручкой управления. В момент внезапного ослабления натяжения силового троса машина легко поддается управлению.

Для облегчения посадки на корабле размещены дополнительные устройства и нанесена разметка палубы. Продольная белая полоса начинается с кормы, пересекает посадочную площадку и продолжается на вертикальной переборке ангара. Это сделано для того, чтобы точнее определить амплитуду килевой качки корабля при заходе на посадку с кормы. Освещение на крыше ангара, а также разметка краской на крыше, дверях и посадочной площадке помогают летчику удерживать вертолет над палубой точно на высоте 4,5 м для зацепления силового троса. Кроме того, на крыше ангара расположена горизонтальная рампа огней истинного горизонта для ориентировки летчиков при посадке ночью и плохой видимости.

Безопасность палубных команд, работающих под вертолетом в условиях качки и сильного ветра, обеспечивается страховочными поясами, свободно скользящими вдоль шпрюйта, который натянут над палубой.

Хотя система RAST обладает многими преимуществами, летчикам, проводящим испытательные полеты, рекомендуется выполнять посадку в момент уменьшения амплитуды раскачивания палубы, что имеет место при любом волнении моря.

В целом, как показали испытания, RAST, несмотря на простоту конструкции, значительно повысила боевые возможности корабельной системы ЛЭМПС МkЗ и позволила использовать противолодочный вертолет в сложных гидрометеорологических условиях.

Полковник М. Панин
«Зарубежное военное обозрение» 1982 г.

***