В последние годы американские военные специалисты в соответствии с курсом Пентагона на развязывание агрессивных акций в различных регионах мира уделяют повышенное внимание вопросу массовой доставки горючего в сжатые сроки на большие расстояния, в том числе с помощью авиационных средств. По сообщениям зарубежной печати, один из образцов оборудования для перевозки горючего в незатаренном виде рассчитан на размещение в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов С-130 и С-141.
В его состав входят: резинотканевые резервуары вместимостью по 11 356 л (при перевозке на самолете С-130 таких резервуаров два, а на С-141 — три), насосные агрегаты, расходомеры жидкости, комплект всасывающих и напорных рукавов, а также запасные части и вспомогательное оборудование.
Каждый резервуар снабжен внутренними перегородками, которые ослабляют действие динамических усилий, возникающих при колебаниях горючего во время взлета и посадки самолета. В верхней его части находятся автоматический вентиляционный клапан, соединенный с помощью рукава с отверстием в фюзеляже самолета (служит для выпуска скапливающихся паров горючего), и угольник с рукавом, через который производятся наполнение и слив горючего. В целях повышения живучести при обстреле самолета зенитной артиллерией резервуар снизу защищен прокладкой-основанием, изготовленной из пластинчатого материала, армированного стекловолокном. Считается, что эта прокладка не может полностью защитить резервуар от разрыва при прямом попадании снаряда, но уменьшает размер повреждения и облегчает борьбу с утечкой горючего.
Американский военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес»
Для погрузки в самолет резервуары устанавливаются на специальную монтажную платформу размером 6 х 2,75 м и крепятся к ней с помощью комплекта строп. Затем платформа вместе с резервуаром размещается на транспортере самолета и надежно укрепляется на полу грузовой кабины.
Насосные агрегаты (их два, производительность каждого 2270 л/мин) предназначены для перекачки горючего при проведении сливно-наливных операций. Они состоят из центробежного насоса, приводного четырехцилиндрового бензинового двигателя мощностью 20 л. с., топливного бака и трубопроводной обвязки (последняя позволяет опорожнять резервуары посредством одного насосного агрегата). Насосные агрегаты закрепляются тросами на грузовом поддоне (размером 2,75 х 2,23 м), который крепится защелками к погрузочной платформе.
Расходомеры (для предотвращения от повреждения каждый заключен в трубчатую раму) располагаются, как правило, в напорной линии насоса на входе в обвязку, однако могут монтироваться и в других местах трубопровода. Для этого они имеют два патрубка диаметром 101,6 мм, один из которых с внутренней резьбой, а другой с наружной и еще с кулачковым затвором.
В комплект всасывающих и напорных рукавов входят: один рукав (длиной 2,44 м) для соединения дальнего резинотканевого резервуара с обвязкой насосного агрегата; два рукава (1,22 м) с коленчатыми фитингами на конце и наружной резьбой для соединения выхода насоса с расходомерами, когда они установлены на входе обвязки; два рукава (0,5 м), которые вводятся вместо расходомеров, если последние в насосном агрегате не используются; рукав (15 м) для подсоединения системы к постороннему насосному агрегату; четыре напорных (раздаточных) рукава (7,6 м) для слива горючего из резервуаров. Их можно собрать в одну линию длиной 30 м или в две по 15 м. При необходимости они оборудуются раздаточными кранами диаметром 50,8 мм. Все рукава имеют диаметр 101,6 мм и снабжены на концах муфтами с кулачковым захватом с наружной и внутренней резьбой. Для слива горючего из резервуаров система может быть подсоединена и к другим техническим средствам, укомплектованным устройствами для стыковки со 101,6 мм трубопроводом. К ним иностранные специалисты относят автоцистерны, топливные системы раздаточных пунктов горючего и полевые трубопроводы.
Вспомогательное оборудование и запасные части хранятся в специальном шкафу, установленном на раме насосного агрегата. Оно включает два прибора для обнаружения утечки паров горючего из системы, запасные соединительные муфты, регулировочные прокладки и другие детали.
В американской военной прессе отмечается, что монтаж и техническое обслуживание оборудования для массовой доставки горючего по воздуху осуществляется персоналом ВВС США, однако в операциях по сливу и наливу принимает участие и личный состав службы горючего сухопутных войск.
Полковник-инженер А. Петрушин, кандидат технических наук;
Подполковник-инженер запаса А. Рожков
«Зарубежное военное обозрение» №9 1982 г.
***