Атомный ледокол «Ленин»
Прислано Gammaray May 17 2024 18:36:08

Здравствуй, Арктика!

Атомный ледокол «Ленин», созданный нашими учеными, инженерами, рабочими, товарищ Н. С. Хрущев назвал одним из выдающихся достижений советского народа. Впервые в мире советские люди использовали неисчерпаемую энергию раскрепощенного атома на водном транспорте. Этого пока не смогла сделать ни одна из высокоразвитых в экономическом отношении стран Запада.

Первые походы ледокола показали, что атомные реакторы, турбогенераторы, гребные двигатели, все системы, автоматы, электронные приборы работают хорошо, надежно. Мы убедились также и в том, что атомоход обладает хорошими мореходными и ледокольными качествами.

Ледокол «Ленин» совершил свое первое плавание в Арктику. Между службами развернулось широкое социалистическое соревнование. Моряки борются за звание коллективов коммунистического труда.

Все моряки-атомоходцы передают военным морякам — своим собратьям — большой привет в День Военно-Морского Флота и желают им дальнейших успехов в боевой и политической подготовке.

Капитан атомного ледокола «Ленин» П. А. Пономарев

Когда атомоход «Ленин» покидал место своего рождения — Ленинград, один из членов экипажа назвал его братом «Авроры». И в этих словах заложен глубокий смысл. Выходя в море, первенец советского атомного флота взял старт от того места, откуда легендарный крейсер произвел свой исторический выстрел. Атомоход «Ленин» как бы принял от своего старшего брата эстафету. Эту мысль хорошо выразил в своем письме атомоходцам участник штурма Зимнего дворца моряк-авроровец И. И. Ващук: «Нам, старым революционерам. — пишет он, — приятно видеть своими глазами плоды народа, завоеванные Великим Октябрем. Мы разделяем чувства радости за наших советских людей, создавших искусственные спутники Земли, космические ракеты, атомный ледокол. С такими достижениями мы быстрее идем к коммунизму».

Успешно проведенные испытания атомного ледокола, переход корабля от берегов Балтики в порт приписки Мурманск, его первый арктический рейс показали высокие технические характеристики всей атомной установки.

Капитан и его помощники, главный инженер-механик с особой теплотой говорят о членах экипажа — военных моряках запаса. В недалеком прошлом матросы и старшины, прошедшие суровую школу на надводных кораблях и подводных лодках, они принесли с собой дисциплинированность, аккуратность, жажду знаний, чувство высокой ответственности за порученное дело.

Атомный ледокол Ленин - учения по радиационной безопасности
Учебное занятие

Опытным электриком показал себя бывший флотский специалист комсомолец Алексей Пушкин, хотя на атомоходе работает всего около года. Он одним из первых освоил схему управления гребными двигателями и успешно сдал экзамены на самостоятельное несение вахты. А на вахте ему приходится обслуживать большое и сложное хозяйство в отделении бортовых гребных электродвигателей. Ведь мощность только самих двигателей достигает 15 тысяч киловатт, что достаточно для обеспечения энергией целой фабрики. Но здесь находится еще ряд насосов, вентиляторов, агрегатов возбуждения, щитов со множеством приборов.

— Все это хозяйство требует больших знаний и навыков, — говорит Пушкин. — Поэтому я со своим товарищем по вахте Константином Кривошеиным постоянно изучаю заведование.

И действительно мы застали товарищей за практической учебой. В тот момент корабль стоял на якоре, гребные моторы не работали, но моряки не теряли напрасно времени. Вооружившись цветными карандашами, они «распутывали» сложную паутину масляной системы. Хотелось все досконально изучить, прощупать своими руками, узнать все варианты переключения. В этом стремлении сказалась флотская привычка к познанию тонкостей техники.

Сменившись с вахты, товарищи решили тщательно сверить свои схемы, снятые на месте, с чертежами. По всей каюте разложили кальки, шаг за шагом прослеживая все извилины масляной системы.

— В наших схемах не так много погрешностей, Алексей, — резюмировал работу друзей Кривошеин. — А здесь конструкторы могли провести магистраль попроще. Вот, смотри, сколько лишнего металла ушло на этот завиток.

Плавая на крейсерах, Кривошеин получил хорошую закалку и подготовку, внес несколько рационализаторских предложений. Есть уверенность, что и здесь, на атомоходе, он тоже станет прекрасным специалистом, а может быть, и новатором своего дела.

— Идем своим ходом!

Верхняя палуба атомного ледокола Ленин 1960 год, пуск машины
На верхней палубе ледокола. Строители и члены экипажа в момент первого запуска машины.
Фото А. Дубровского

Надежные руки и у Михаила Мухамеджанова. Татарин по национальности, он жил далеко от моря. А когда попал на Черноморский, а затем на Северный флот, полюбил беспокойное и вместе с тем ласковое море, корабль, сложную флотскую технику. На флоте Михаил стал классным специалистом, старшиной второй статьи, вступил в комсомол. А когда пришло время уходить в запас, то не захотелось расставаться с полюбившейся профессией. Мурманское пароходство с удовольствием приняло его в семью полярных мореходов, и теперь он старший машинист на атомном ледоколе.

— И Мухамеджанов является одним из лучших машинистов, — отмечает старший инженер-механик И. К. Мочешников. — Он образцово обслуживает механизмы и системы. У него такое заведование, что там постоянная вахта не предусмотрена. поэтому требования к содержанию техники особенно высокие. И эта техника работает отлично.

Теплые отзывы о бывших военных моряках можно услышать не только от капитана и его помощников, главного инженер-механика, но и от секретаря партийной организации В. С. Лазарева — чуткого руководителя коммунистов атомохода.

— Я и сам в свое время служил на крейсере «Красный Кавказ» и знаю, какую замечательную закалку дает людям флот. Передайте Военно-Морскому Флоту нашу благодарность за воспитание таких моряков, какие попали к нам на ледокол. И пусть те, кто сейчас служит на кораблях и в частях, помнят о необходимости повышать боеспособность родного флота, овладевать сложной техникой и оружием. И пусть будут уверены наши собратья по морской службе — атомоход находится в надежных руках.

* * *

В солнечное воскресное утро 29 мая ледокол вышел в море. Капитан подошел к пульту дистанционного управления гребными двигателями. Вот и Баренцево море, а далее — просторы Северного Ледовитого океана.

Моряки работали с большим энтузиазмом. Они дали слово приложить все силы, чтобы не отстать от тружеников страны — передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда.

И этот первый арктический рейс моряки провели успешно. Теперь они готовятся к штурму льдов на трассе Северного морского пути.

Л. Черноусько
Борт атомного ледокола «Ленин», 1960 г.

Машинист Л. Канарейкин прослушивает работу турбогенератора ледокол Ленин
Машинист Л. Канарейкин прослушивает работу турбогенератора.
Фото М. Копытова

***