Концерт в честь 75-летия А.В. Гаука
Прислано Pretich May 07 2024 15:10:39

Концерт-посвящение

10 сентября, открывая новый концертный сезон столицы, первым распахнул двери Большой зал консерватории. Честь открытия была предоставлена Государственному симфоническому оркестру СССР во главе с Евгением Светлановым. Концерт был посвящен памяти: выдающегося советского дирижера Александра Васильевича Гаука (в ознаменование 75-летия со дня рождения).

Программа была, пожалуй, несколько пестрой, фрагментарной: исполнялись Adagio из Двадцать седьмой симфонии Мясковского, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, Рассказ и Прощание Лоэнгрина из оперы Вагнера, фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. Конечно, каждое произведение, включенное в этот музыкальный мемориал, было чем-то связано с артистической биографией маститого дирижера. Как тут не вспомнить, что Гаук первым исполнил Двадцать седьмую симфонию Мясковского вскоре после смерти композитора; в ответ на овации, бушевавшие тогда в Колонном зале Дома союзов, Александр Васильевич, повинуясь общему порыву, торжественно поднял над головой партитуру только что прозвучавшей симфонии... Четвертый концерт Бетховена входил в программу дирижерского дебюта Гаука, состоявшегося более сорока лет назад в Ленинградской филармонии; в том давнем концерте солировал знаменитый пианист Артур Шнабель, а ныне на эстраду впервые вышел сын дирижера, студент второго курса Московской консерватории Павел Гаук. Вероятно, нет нужды объяснять появление в программе «Франчески да Римини»: многие слушатели помнят, сколь глубоко и совершенно интерпретировал замечательный мастер произведения Чайковского.

Другая сторона деятельности Гаука — педагогическая — воочию предстала перед публикой в облике его ученика Евгения Светланова, талантливого дирижера, который тридцать лет спустя после своего учителя принял руководство Государственным симфоническим оркестром СССР (учениками Гаука в разное время были Е. Мравинский. А. Мелик-Пашаев. К. Симеонов. Э. Грикуров. Н. Рабинович. Г. Проваторов и многие другие).

Надо отдать должное дирижеру и оркестру: вся программа была сыграна мастерски, с огромной эмоциональностью и артистизмом. По-русски широким мелодическим распевом, красотою и благородством звучания (напомним хотя бы начальный хорал медных духовых или изложение главной темы у струнных!) отличалось исполнение Adagio из Двадцать седьмой симфонии Мясковского. Масштабно, драматически насыщенно, во всем богатстве и контрастах оркестровых красок прозвучала «Франческа да Римини». Образная сущность музыки Чайковского особенно близка индивидуальности Е. Светланова. Он выразительно раскрывает ее бесконечный мелодический поток, ее могучие взлеты, ее проникновенный лиризм (особенно удалась дирижеру медленная часть фантазии — широко развитое «волнообразное» восхождение основной мелодии к кульминации).

Евгений Светланов и Павел Гаук после концерта в консерватории
Евгений Светланов и Павел Гаук

Артистический дебют Павла Гаука (он ученик профессора Я. И. Мильштейна) в целом можно признать удачным. Юный пианист проявил немалые способности: он тонко чувствует музыку, его игра отмечена технической свободой, однако ему не свойствен «фейерверочный» пианизм, который подчас отличает игру некоторых молодых исполнителей. Понравилась благородная трактовка второй части концерта — проникновенного Andante con moto. Но, конечно, пока еще рано говорить о полном раскрытии образной концепции столь сложного произведения, как Четвертый концерт Бетховена. Юный пианист сделал первый серьезный шаг в этом направлении.

Иван Семенович Козловский 1968 год концерт в Большом зале консерватории
Иван Семенович Козловский

Украшением концерта явилось выступление Ивана Семеновича Козловского. Слушатели встретили его восторженно. Кажется, что годы не властны над этим удивительным, неповторимым артистом. Какая легкость, свобода, красота в его вольно летящем голосе, какое в нем богатство интонаций! Десятки раз исполнял Козловский в театре и на эстраде Рассказ и Прощание Лоэнгрина, но всегда он поет словно впервые, с какой-то поразительной одухотворенностью, озарением. Это и есть артистизм, высшее проявление таланта и мастерства. На «бис» певец исполнил один из редко звучащих романсов Рахманинова.

Концерт, несомненно, достиг цели. И исполнители, и слушатели как бы вновь встретились с Александром Гауком, замечательным дирижером, так много сделавшим для советского музыкального искусства.

Н. Никонов
Музыкальная жизнь, №21 1968 год

***