Целых три дня стартовали в космос советские корабли. Три дня — три корабля. Сразу семь космонавтов работали на орбите вокруг Земли. Начался важный и очень интересный научный эксперимент.
Что же исследовали космонавты за порогом нашей планеты, в чем заключалась их работа? Космические корабли много маневрировали: около тридцати маневров было сделано на орбите. Это — серьезное техническое достижение.
Наши космонавты много фотографировали. Конечно, делалось это не ради удовольствия. Геодезисты и картографы давно уже применяют фотографирование участков Земли, чтобы изучить самые незначительные детали ее поверхности. Без этих деталей трудно составить точную карту, найти месторождения полезных ископаемых. А с большой высоты легко сделать фотографии и уж потом, по снимкам, искать то, что нужно. Этот метод назвали аэрофотосъемкой.
Космонавты же Георгий Шонин и Валерий Кубасов применили этот испытанный метод в своей работе на орбите. Так что теперь его можно назвать космофотосъемкой. Преимущества этого вида съемки немалые.
И не только оттого, что высота большая, а и потому еще, что снимки, сделанные из космоса, оказались более четкими.
Вот только один пример, который говорит о преимуществах космофотосъемки. Советская автоматическая станция «Зонд-7» с огромного расстояния сделала серию цветных снимков Земли. Кажется, что можно увидеть с расстояния в 70 тысяч километров? А на снимках с «Зонда» неожиданно обнаружили четкое изображение почти всего русла великой африканской реки Нила и даже совсем небольшие реки и озера. Не снимки, а мечта картографов! Ну и конечно, космофотосъемка — неизменный помощник метеорологов. Ведь с такой большой высоты, на которой летят космические корабли, отлично прослеживается сложный и часто скрытый от глаз землян процесс образования облаков, смерчей и тайфунов. А они, как правило, появляются неожиданно и с огромной силой обрушиваются на побережья. Фотографии, сделанные из космоса и мгновенно переданные на Землю, уже не раз предупреждали людей о появлении коварного врага.
Во время группового полета кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» космонавты осуществили сварку в невесомости и в вакууме. Правда, в вакууме, то есть в безвоздушном пространстве, научились сваривать и на Земле.
Но зачем сваривать металл в космосе? Разве нельзя все необходимое сделать на Земле, а потом на ракетах поднять в космос? Представьте, на орбите идет строительство постоянной орбитальной станции — космической лаборатории ученых, их звездного дома, в котором они живут и работают. Такую станцию — целый космический городок под одной крышей — без сварки построить будет невозможно. Ведь если сделать ее на Земле, то даже самые мощные ракеты-носители не смогут поднять столь тяжелое сооружение в космос.
Ученые давно уже подумывали о том, что космос — самое лучшее, идеальное место для сварки. На Земле металлы покрыты тонкой пленкой окислов — веществ, которые образовались в результате взаимодействия металла с кислородом воздуха. А в космосе, где нет воздуха, поверхность металла сама освобождается от этих вредных пленок, мешающих сварке, и достаточно просто сильно сжать два кусочка металла, чтобы они накрепко приварились друг к другу. Можно вести и обычную сварку плавлением. Электрической дугой, электронным лучом или лучом лазера плавят края металла, и он сваривается. В этом случае шов получается узким и ровным. А такая аккуратная работа в космосе совершенно необходима, ведь если при плохой сварке останется даже незаметная дырка, весь воздух может улетучиться в космос.
Академик Б. Е. Патон, директор Института электросварки имени Е. О. Патона, рассказывал, что специально для работы в космосе советские ученые создали сварочную установку «Вулкан», которая была оборудована пультом управления сваркой на расстоянии. В корабле «Союз-6» «Вулкан» находился в орбитальном отсеке, который во время эксперимента был разгерметизирован.
После того как программа была выполнена, все семеро — Георгий Шонин, Валерий Кубасов, Анатолий Филипченко, Владислав Волков, Виктор Горбатко, Владимир Шаталов и Алексей Елисеев — вернулись на Землю.
Л. РЕПИН, 1970 г.
***