Серия X-Com продолжает расширяться. Под удачно придуманную игровую вселенную подстраиваются новые жанры, и вот уже не только изометрический сквад-сим является синонимом этого названия, но и космический симулятор, и игра по электронной почте, а теперь появится еще и шутер от первого лица. X-Com Alliance по идее разработчиков все из того же Microprose (правда, теперь охасбрившегося по самые уши) должен во многом напомнить оригинальные игры серии, при этом переместив управление бойцами и вид на игровое пространство в более личную форму, предлагая игроку самому поучаствовать в зачистке чуждого измерения, а не просто командовать отрядом, находясь на безопасном расстоянии.
Основой для сюжета явилось неприятное происшествие с исследовательским кораблем Patton, пропавшим из привычного землянам пространства. Об этом упоминается в другой игре сериала — X-Com Interceptor. Наконец, пришло время узнать ужасные подробности о его судьбе. Посланный за образцами инопланетных технологий Patton попал в очень сложные для выживания условия. Его забросило прямо в район боевых действий между двумя непримиримыми алиенскими расами — сектоидами и ассидианцами. Будь корабль вооружен получше да имей на борту элитное подразделение по борьбе с пришельцами, никто бы не сомневался, что война прекратится в течение нескольких дней по причине стремительного уничтожения войск обеих противоборствующих сторон. Но, как назло, основную часть экипажа составляли высоколобые ученые, вряд ли способные даже удержать в руках мощную плазменную пушку, не говоря уж о том, чтобы прицельно из нее стрелять. Поэтому действовать пришлось иначе.
Когда ты слаб, а враг силен и многочислен, нужно вспомнить старую истину: враг врага твой друг. Сектоиды определенно не подходят на роль новых союзников, поскольку с ними Земля боролась всегда, и взаимные обиды еще слишком хорошо помнятся, поэтому остается единственно верный путь — подружиться с ассидианцами. Вот таков стратегический план на игру.
Полная автономность корабля Patton, отрезанность его от всех ресурсов и неприспособленность к промышленному производству накладывают отпечаток на игровой процесс. Первое и основное отличие X-Com: Alliance от предшественников - жестко ограниченное количество людей. Потеря каждого человека теперь - жестокий удар по боеспособности и угроза успеху всей компании.
Засада! Большеголовые сектоиды решили подчинить землян, воздействуя на их мозг. Но против хорошего заряда из бластера им ничего не поможет. Главное — успеть, пока их пси-волны не сделали свое черное дело.
Все вокруг мигает и попискивает — это явно очень важный вражеский объект. Поэтому его обязательно нужно взорвать. И вновь отработанная тактика: пока взрывник устанавливает заряд, остальные его прикрывают.
Уничтожить врага в его логове — что может быть лучшим исходом? Это полная победа сил альянса и чувствительный удар в самое уязвимое место сектоидов. Еще пара таких операций, и с врагами будет покончено навсегда.
К простой нехватке количества добавляется и снижающийся уровень качества. Проходя миссию за миссией, солдаты набираются опыта и совершенствуются в своей специальности. Если кто-то не вернется из боя, нужно с самого начала и также в полевых условиях, а не в тихом тренажерном зале, развивать нового специалиста. Но, по крайней мере, любой может стать кем нужно, хотя первое время его навыки будут такими слабыми, что пройдет вечность, пока он выполнит требуемую операцию.
Кроме того, вам нельзя ничего производить, хотя научный потенциал имеется и его можно использовать. Новые виды вооружений и техники поступают после выполненных миссий в качестве трофеев и изучаются вашими учеными. Когда они полностью разберутся в предмете, можно передать его своему бойцу.
На задании командование своим отрядом непосредственно не осуществляется. Полностью игрок контролирует только себя самого, а остальные помогают ему по мере сил. Или мешают, в зависимости от настроения. Характер каждого икскомовца индивидуален, и вы сможете прочувствовать все исходящие от них эмоции, от страха до бешенства, наблюдая за поведением солдат в бою. Так что одна из важных задач теперь — поддержание боевого духа и хорошего настроения своих подчиненных (для этого полезно как-нибудь эффектно замочить очередного сектоида).
В этих запутанных коридорах инопланетной постройки легко заблудиться. А самое опасное — за каждым углом может оказаться враг с большой пушкой. Поэтому продвигаться надо очень осторожно и не позволять застать себя врасплох.
Мы добрались до цели похода. Сейчас самый опытный наш электронщик мудрит с алиенским компьютером, а остальные бойцы внимательно следят за обстановкой, чтобы никто не помешал удачному завершению задания.
Графический движок игры переделан из Unreal. Разработчики с гордостью заявляют, что изменили более половины внутреннего кода, добавив, в частности, скелетную анимацию. Эта возможность позволила более свободно обращаться с трехмерными объектами, и теперь нет ничего сложного в реализации таких вариантов взаимодействия участников вашей карательной экспедиции, как, например, взбирание на высокий уступ, встав на плечи один другому. Кроме того, абсолютно независимо действуют части тел бойцов (однако, прикольная фраза получилась!). Это выражается в том, что заранее просчитанных анимаций для всей модели нет, и окончательный результат складывается из движения ног, торса и головы, причем каждая часть может делать что-то свое: голова — болтаться из стороны в сторону, кивать или пристально глядеть в одну точку, руки — судорожно перезаряжать оружие или обхватывать в панике голову, а ноги семенить, спотыкаться или хромать, причем все это в различных комбинациях. Реалистичность общей картине придает технология motion capture, с помощью которой были получены требуемые кусочки движений.
Звуковое сопровождение особой частью ставит озвучивание персонажей. Оно и понятно: если набор звуков техногенного происхождения и различных проявлений инопланетян уже давным-давно заготовлен, то для команды земного корабля требуется все разработать заново. Нужно учесть многонациональность экипажа, различную реакцию на раздражители, всевозможные психологические состояния и так далее. Причем на миссии сообщения команды должны быть еще и информативными, чтобы вовремя сигнализировать о критических ситуациях. Хотя самое ожидаемое для меня — какой-нибудь Иван со своими неподражаемыми псевдорусскими выражениями (помните Jagged Alliance?).
Наш маленький отряд решил сделать привал. Последний марш-бросок дался нелегко, и теперь перед главной частью боевой операции необходимо восстановить силы. Но о безопасности тоже не стоит забывать, поэтому и выставлен наблюдатель.
В этом весь Х-Сот Alliance: буйство цветов кислотных оттенков и невообразимые алиенские сооружения. А ведь еще придется и миссии проходить, пресыщаясь подобными пейзажами.
Без сетевой поддержки сегодня выходят только самые отчаянные проекты. А для Hasbro Interactive издать игру, которая не имеет многопользовательского режима, просто невозможно. Но Microprose особо не раскрывает всех своих задумок по этой составляющей Х-Сот Alliance, однако есть повод радоваться: для игры разрабатывается новый режим, который, насколько я знаю, пока нигде не встречался,— охота на алиена. В этом типе сетевого сражения один игрок становится страшным и сильным пришельцем, а трое других гоняют его по уровню. Обычный кооперативный режим зачистки уровней, когда в отряде все бойцы управляются живыми людьми, а не искусственным интеллектом, подразумевается изначально.
Вот так переродилась (а может, выродилась) серия Х-Com. Все жанры под нее приспособлены, и теперь на очереди только какие-нибудь операции за противоположную сторону — инопланетян.
Но пока Microprose ничего не говорит о подобных планах, а только собирается зимой выпустить X- Com Alliance, релиз которого уже переносился. Подождем, поиграем, оценим, а там и о новом проекте что-нибудь скажут.
Еще одно воплощение известной игровой вселенной. Теперь отряд по борьбе с пришельцами стал ближе: игра идет от первого лица. Графическое оформление обеспечено мощным движком Unreal, с одной стороны, и кислотной фантазией художников - с другой. Сочетание получилось гремучее.
Виктор Расстрыгин
Жанр action
Разработчик Microprose
Издатель Hasbro Interactive
Дата выхода - начало 2001 г.
***