Решения XVI партсъезда во весь рост ставят вопросы мощного развертывания национальных культур народов СССР, как одного ив основных условий вовлечения широких масс трудящихся коренного населения национальных республик и областей в социалистическое строительство. Политика партии и советской власти в деле просвещения национальностей требует скорейшей организации для каждой национальности полной системы просветительных учреждений всех ступеней и видов, исходя из лозунга «национальные по форме, по существу социалистические», т. е. отвечающие культурно-бытовым условиям отдельных национальностей и отвечающие хозяйственно-политическим задачам страны, обеспечивающие выполнение пятилетки в четыре года, завершение фундамента социалистической экономики в третьем решающем году.
Эта задача требует срочной подготовки специалистов из рабочих, батрацких и колхозных масс из националов.
Острота этой проблемы в национальных районах еще усугубляется специфичностью условий, в которых протекает в этих районах классовая борьба. Фронт подготовки кадров есть фронт классовой борьбы. Что стоят такие примеры, когда мы встречаем сопротивление и извращения в задачах национализации учебных заведений по переводу преподавания на национальный язык — фактор, дающий доступ коренному населению в них, которое классовый враг ставит как закрытие доступа к дальнейшей учебе, так как, мол, незнание русского языка не дает возможности учиться в высших ступенях. Или такой пример, когда в Баку в институте аспирантуры из 48 аспирантов, тюрков только 6 чел.
На данном этапе успешное выполнение задачи подготовки кадров в национальных районах всецело будет зависеть от решительной борьбы против великодержавного шовинизма, как главной опасности и местного национализма, а также мобилизации внимания к активному участию в подготовке кадров широких масс трудящихся.
25 апреля в Москве открывается всероссийская конференция вузов по вопросу постановки дела подготовки кадров из национальностей не русского языка. Конференция должна разрешить на основе национальной политики партии и советской власти важнейшие вопросы подготовки кадров для, национальных районов, как то: вовлечение в вузы трудящихся коренного населения, трудящихся национальностей, разработка мероприятий по переводу на национальные языки преподавания в вузах, оформление принципов построения учебных планов, постановка непрерывной производственной практики студентов националов, переключение общественной и научно-исследовательской работы национальных вузов и научно-исследовательских учреждений в направлении непосредственного и всестороннего обслуживания задач и нужд, выдвигаемых социалистическим строительством в национальных районах.
Гезин
«Картина борьбы с уклонами в партии будет неполной, если мы не коснемся имеющихся в партии уклонов в области национального вопроса. Я имею в виду, во-первых, уклон к великорусскому шовинизму и, во-вторых, уклон к местному национализму. Эти уклоны не столь заметны и напористы, как «левый» и правый уклоны. Их можно бы назвать ползучими уклонами. Но это еще не значит, что они не существуют. Нет, они существуют, и главное, растут. В этом не может быть сомнений, так как общая картина обострения классовой борьбы не может не вести «к известному обострению национальных трений».
Сталин
В Московском горном институте среди студенчества три национальности. Несмотря на это, интернациональная работа поставлена плохо, что дает почву для развития национального антагонизма, проявлений русского великодержавного шовинизма и т.д. На отделении «проходки шахт» студенты чуваши Сильверстов и Шишкин подвергались со стороны русских систематическому издевательству и насмешкам почти в течение целого года. Парторганизация этого не видела и только после пребывания на н. п. о., где чуваши были еще больше подвергнуты издевательству, дошедшему до того, что группа исключила Сильверстова из ВЛКСМ и ходатайствовала - перед институтом об исключении его из вуза, взялась рассмотреть личное заявление Сильверстова.
Сильверстов, слабо ориентирующийся в обстановке Москвы со своим ломанным языком, 2-3 раза опоздал еще в мае месяце на занятия. Это дало повод группе, в целях сохранения твердости процента посещаемости, обрушиться на Селиверстова. Селиверстову не помогли, не поговорили с ним, а просто «всыпали» выговор. Держись в струнку, смирно. Иначе с «чувашами социализма не построишь» — так руководствовалась группа, возглавляемая парторгом Павловым. В., секретарем ЦК ВЛКСМ Колотовским и др.
На производственное совещание Селиверстова послали с другой группой, но и тут оказалось не лучше. Комсорг Бекетов разносил по шахте Селиверстова, как «чудака-чуваша», но умеющего говорить. В результате некоторые рабочие от безделья приставали к Селиверстову, требуя высунуть язык, причем студенты оставались только «зрителями веселой забавы».
Селиверстову в работе на шахте и в общественной работе не старались помочь. После всего за бездеятельность решили «приклепать» взыскание, что особенно сказалось во время самозакрепления студенчества в институте, где Селиверстову приписали отказ.
И только счастливые «обстоятельства», т. е. документы, помогли ему оправдать себя в части закрепления, где он был не последним даже, а первым. Группа, несмотря на то, что Селиверстов ходил пол зимы в майском пиджачке, в первую очередь пыталась снабдить товарами «своих».
Ни парторг, ни староста группы Матасов не заинтересовались этим делом, чем помогли укреплению шовинизма. Тоже было и с чувашем Шишкиным. Сейчас парторганизации института около этого вопроса создают общественное мнение, что послужит сдвигом в интернациональной работе.
Коммунисты: Матасов, Шатилов, Дегери и др. получили взыскания, ряд коммунистов и комсомольцев сняты с работы.
Алма-Ата, в Ветеринарном институте, начало 1930-х годов
Журнал "Красное студенчество" №24 1931 год
Дополнение от редакции Претич: данный материал, и такого материала очень много, опровергает утверждения местных националистов (в республиках бывшего СССР), о том, что их советская власть угнетала и они подвергались дискриминации. Государство делало все возможное и невозможное, чтобы подтянуть национальные окраины державы на высокий уровень.
Тогда термин "нацмен" носил позитивную окраску. И лишь позже, с национальными перегибами на местах он приобрел исключительно негативное понимание. Когда в погоне за нацкадрами, принимали в ВУЗы бездарей и распределяли их на шикарные и не пыльные места, с хорошими зарплатами, прекрасными перспективами и без всякой ответственности!
Алма-Ата, этот институт позже станет Зооветирнарным институтом и там уже в в начале 80-х годов ХХ века будет 95% национальных кадров... причем предподователей также - почти все... и результаты этого Казахстан имеет сейчас в полной мере - специалистов полно, но кто реально дело знает - мизер! Липовые корочки и дипломы...
***
Статьи по теме:
- За кадры для нацокраин - 1931 год
- Усилим интернациональное воспитание!
- Дорогу нацпечати!
***