Физико-географические условия, государственное устройство, экономика, элементы инфраструктуры, вооруженные силы...
Республика Португалия - это государство в Юго-Западной Европе, занимающее западную часть Пиренейского п-ова, а также о-ва Азорские и Мадейра в Атлантическом океане.
Одна из крупнейших в прошлом колониальных держав - она владела колониями, которые превосходили метрополию по площади территории почти в 23 раза, а по числу жителей - в 15 раз. Португалия после свержения в апреле 1974 года фашистского режима, заявила о признании права большинства своих африканских и азиатских колоний на независимость и самоопределение. Под ее управлением остается в настоящее время лишь Макао (Аомынь) на южном побережье Китая, получившая в 1976 году внутреннюю автономию.
Западные стратеги рассматривают территорию Португалии, которая расположена на перекрестке воздушных и морских коммуникаций, связывающих Европу со странами Западной и Южной Африки и Америкой, как выгодный военный плацдарм на юго-западном фланге блока НАТО.
Физико-географические условия. На востоке и севере страна граничит с Испанией, южное и западное побережье омываются водами Атлантического океана (рис. 1). Протяженность сухопутных границ 1215 км (значительная часть проходит по равнинной местности), береговой линии — 832 км. Площадь территории составляет 92,1 тыс. км2 в том числе 3,4 тыс. км2 приходится на острова. Протяженность континентальной части страны с севера на юг 560 км, с востока на запад — 220.
Северную часть Португалии занимает глубоко расчлененное плоскогорье Месета с высотами горных массивов 1000-1200 м (высшая точка — гора Эштрела в хребте Серра-да-Эштрела — 1991 м). На западе горы круто обрываются к приморской равнине. Южнее р. Тежу (Тахо) лежит Португальская низменность, где равнинные участки чередуются с невысокими холмистыми грядами. На востоке низменность окаймлена плато с отдельными кряжами высотой 600-1000 м. На крайнем юге находится возвышенность Серра-да-Алгави (самая высокая гора Фоя — 902 м). Берега Атлантического океана преимущественно низменные, песчаные, слабо расчлененные.
Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры Португалии
Климат субтропический, с жарким летом и дождливой зимой. На большей части территории средняя температура января не опускается ниже +10°С. На севере среднегодовое количество осадков составляет 800-2000 мм, а на юге — лишь 450-600 мм. На о-вах Азорских и Мадейра климат мягкий, субтропический, осадки выпадают равномерно в течение года.
Речная сеть густая. В пределах Португалии расположены низовья крупных рек Пиренейского п-ова — Дору (Дуэро), Тежу и Гвадианы. Они имеют в основном дождевое питание с подъемами воды зимой и весной и резким снижением уровней летом. В горах реки обычно протекают в узких, глубоких долинах.
Население и государственный строй. По данным зарубежной печати, на конец 1981 года в Португалии проживало свыше 10 млн. человек, из них 52,5%, женщин и 47,5%, мужчин. Средняя плотность населения составляет около 110 человек на 1 км2. Наиболее густо заселены северо-западная часть страны (от северной границы с Испанией до Лиссабона) и острова. Здесь плотность достигает 150-200 человек на 1 км2. Около 50%, населения живет в городах, самые крупные из которых — Лиссабон (столица, более 1 млн. жителей) и Порту (около 500 тыс.). Все прочие города сравнительно невелики (до 50 тыс. человек). Национальный состав однороден, 99% — португальцы.
Государственный язык — португальский, господствующая религия — католическая (более 90% верующих).
Португалия является республикой. Согласно конституции 1976 года глава государства — президент (избирается на пять лет всеобщим прямым и тайным голосованием). Одновременно он председатель Революционного совета и верховный главнокомандующий вооруженными силами. Революционный совет (в августе 1982 года парламент страны проголосовал за пересмотр демократических положений конституции и упразднение Революционного совета) — совещательный орган при президенте — осуществляет конституционный надзор и выполняет функции политического и законодательного органа в военных вопросах. В его состав входят представители трех видов вооруженных сил. Законодательная власть принадлежит Ассамблее (Собранию) Республики — однопалатному парламенту (250 депутатов), избираемому на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием. Правительство с января 1981 года формирует правоцентристский «Демократический альянс», состоящий из Социал-демократической партии и Социально-демократического центра, Народно-монархической партии и «независимых».
Основные политические партии. Португальская коммунистическая партия (ПКП) создана в 1921 году, выражает коренные интересы трудящихся. Поддерживает активные связи с международным коммунистическим движением. Строится на принципе демократического централизма. В рядах партии состоит более 187 тыс. человек, из них 57,3 проц, рабочих.
Португальское демократическое движение (ПДД) — антифашистская организация, созданная осенью 1969 года. Как политическая партия оформилась в 1974 году, насчитывает примерно 20 тыс. членов. Выступая с близких ПКП позиций, добивается единства всех Демократических сил, призывает к всеобщему и контролируемому разоружению.
Социалистическая партия (СП) воссоздана в мае 1973 года на базе легально существовавшей с 1964 года оппозиционной организации социалистов «Португальское социалистическое действие». Входит в Социалистический интернационал, в ее рядах около 100 тыс. человек.
Социал-демократическая партия (СДП) — правоцентристская партия, выражающая интересы главным образом средней и мелкой буржуазии. Создана в мае 1974 года, до октября 1976-го называлась Народно-демократической партией.
Социально-демократический центр (СДЦ) — правая партия христианско-демократического толка, основана в июле 1974 года. В «Декларации принципов», определяющих ее программу, СДЦ выступает за укрепление военной мощи Запада, за «безоговорочную поддержку усиления НАТО».
Военная политика. Португалия является членом НАТО с 1949 года. После свержения фашистского режима и начавшейся демократизации всей политической жизни правительство, однако, не заявило о выходе из Североатлантического блока, а приняло решение активизировать участие страны в работе всех его органов и проводимых мероприятиях. Оно активно поддерживает военно-политическую деятельность американской администрации. В частности, было одобрено решение США и НАТО о размещении в Европе американских баллистических и крылатых ракет средней дальности и выражена готовность предоставить авиабазу Лагене (Лажиш, Азорские о-ва) для обеспечения перебросок американских «сил быстрого развертывания» в зону Персидского залива. При содействии США Португалия вернулась в группу ядерного планирования НАТО, из которой ее представители были выведены после апрельской революции 1974 года.
Экономика. Португалия — слаборазвитая индустриально-аграрная страна. По экономическому развитию и уровню жизни населения она занимает одно из последних мест среди капиталистических стран Западной Европы. Согласно оценкам западной печати, доля ее в промышленном производстве европейских капиталистических государств составляет всего 1%, а удельный вес валового национального продукта в суммарном ВНП стран блока НАТО — около 0,4%. В настоящее время ее экономика переживает острый кризис и характеризуется низким уровнем развития производительных сил, высокими темпами роста дефицита платежного и торгового баланса, постоянным увеличением государственного долга.
Несмотря на тяжелое экономическое положение, Португалия постоянно увеличивает свои военные расходы. Так, с 1976 по 1981 год они возросли с 18,8 млрд, эскудо до 44 млрд., а на 1982 год запланированы в размере 50 млрд.
По сообщениям иностранной печати, Португалия ежегодно получает военную и экономическую помощь от США в обмен на право эксплуатации объектов инфраструктуры на своей территории. В частности, за использование военно-воздушной базы Лагене Соединенные Штаты обязались ежегодно выплачивать 20 млн. долларов на развитие экономики Азорских о-вов и 60 млн. — на модернизацию португальских вооруженных сил, а в 1981-1982 годах поставить стране 20 штурмовиков А-7Р «Корсар». Португалия укрепляет связи с ФРГ, Францией и другими западноевропейскими государствами, с которыми заключены двусторонние соглашения о закупках оружия и боевой техники. Предпринимаются шаги по развитию отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Основная цель этой политики — расширение рынка сбыта вооружений. По официальным данным, Португалия за период с 1975 по 1978 год экспортировала оружие и боевую технику (как собственного производства, так и устаревшие образцы, ранее закупленные в развитых капиталистических государствах) на сумму 100 млн. долларов.
Португалия является членом Европейской ассоциации свободной торговли, Организации экономического сотрудничества и развития и ассоциированным членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое играет значительную роль во внешнеэкономических связях страны.
Сырьевая база страны частично покрывает нужды ее экономики. В Португалии полностью отсутствуют месторождения нефти и ряда других важных полезных ископаемых. В то же время имеются залежи вольфрамовых, оловянных, урановых, железной руд, а также каменного угля, лигнитов, пиритов, бокситов, марганцевых, титановых руд, серы, золота. Добыча полезных ископаемых ввиду низкого уровня развития промышленности ведется в целом в небольших количествах.
В энергетическом балансе страны доля нефти составляет около 86%, угля — 5 и гидроэнергии — 9. За счет собственных ресурсов удовлетворяется менее 10%, энергетических потребностей. Вся используемая нефть импортируется. Общая мощность электростанций превышает 7 млн. кВт. Выработка электроэнергии в 1980 году достигла 16,2 млрд. кВт-ч.
В целях ослабления зависимости экономики от внешних источников энергетических ресурсов Португалия приступила к строительству двух атомных электростанций, которые будут работать на отечественном сырье. Одна из них сооружается совместно с Испанией в устье р. Миньо, другая — на Атлантическом побережье к северу от Лиссабона.
Промышленность развита недостаточно и не обеспечивает внутренних потребностей во многих видах продукции. Преобладают мелкие предприятия. Вместе с тем за последние годы построено несколько крупных индустриальных комплексов. Наряду с традиционными отраслями — текстильной, пищевой, горнодобывающей — в последнее время получили развитие судостроительная, нефтеперерабатывающая, металлургическая, электротехническая и химическая. Металлургическая промышленность представлена комбинатом черной металлургии полного цикла (г. Сейшал) мощностью 0,5 млн. тонн чугуна и стали в год, медеплавильными (г. Баррейру) и оловоплавильными (г. Мангальд) заводами. По данным печати, в 1980 году стали было произведено 357 тыс. т, чугуна — 357 тыс., меди рафинированной — около 4,8 тыс., олова — 0,5 тыс. т. Вблизи Порту строится второй металлургический комбинат. С вводом его в строй страна будет обеспечена черными металлами. Эта отрасль промышленности в значительной степени зависит от импорта сырья. В настоящее время ввозится более 0,7 млн. т угля (80 проц, потребляемого) и свыше 0,5 млн. т железной руды (90 проц.).
В 1980 году было также произведено 12,5 млн. т нефтепродуктов и более 5,5 млн. т. цемента.
Рис. 2. Судостроительная верфь «Лиснаве» в г. Лиссабон
Рис. 3. Общий вид судостроительной верфи «Сетенаве» в г. Сетубал
Среди отраслей машиностроения и металлообработки выделяются судостроение и судоремонт. Вдоль Атлантического побережья расположено более 20 верфей, основные из которых «Лиснаве» в г. Лиссабон (рис. 2) и «Сетенаве» в г. Сетубал (рис. 3). Каждая из них имеет современное оборудование и располагает крупным сухим доком для приема судов дедвейтом соответственно до 1 млн. и 700 тыс. т. Общие судоремонтные возможности португальских верфей превышают 10 млн. т в год.
В стране осуществляется сборка автомобилей. В 1980 году их было выпущено 90,3 тыс., в том числе 21,6 тыс. легковых.
Рис. 4. Фрегат «Альмиранте Перейра да Сильва» (однотипен с американским фрегатом «Дили»), построенный по лицензии на верфи «Лиснаве»
Военная промышленность развита слабо. Она производит минометы, стрелковое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, а также способна осуществлять ремонт и строительство военных кораблей (рис. 4). Остальные виды вооружения поставляются из стран НАТО. Ведущие предприятия этой промышленности размещены в Лиссабоне и его окрестностях (рис. 5).
Рис. 5. Военный завод по производству минометов, стрелкового оружия и артиллерийских боеприпасов в Брассу ди Прата (пригород Лиссабона)
Сельское хозяйство отсталое, преимущественно мелкотоварное. По агротехническому уровню и механизации оно стоит на одном из последних мест в Западной Европе и только на 50% обеспечивает потребности населения в таких важных видах продовольствия, как мясо, молочные продукты, зерно. Земледелие — главная отрасль сельского хозяйства. Товарными отраслями являются виноградарство, садоводство, овощеводство, а основными продовольственными культурами — пшеница, рожь, рис, бобовые. В Португалии насчитывается 1,3 млн. голов крупного рогатого скота, свыше 5 млн. овец и 2,4 млн. свиней.
Внешнеэкономические связи. Общий объем внешней торговли в 1980 году составил 13 млрд, долларов, в том числе импорт — 8,4 млрд, и экспорт — 4,6 млрд. На страны «Общего рынка» пришлось около 52 проц, португальского экспорта и 44,3 проц. импорта. Главные торговые партнеры — ФРГ и Великобритания. Основой экспорта является текстиль, фрукты, оливковое масло, вино, пробка (обеспечивает около 60 проц, поставок на мировой рынок), вольфрам, пириты, электрооборудование. В товарной структуре импорта ведущую роль играют сырье, топливо, промышленное оборудование и продовольствие.
Пути сообщения и транспорт. Основные виды транспорта в Португалии — железнодорожный, автомобильный и морской, а доля воздушного, речного и трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок незначительна.
Железнодорожная сеть. По данным зарубежной печати, общая протяженность железных дорог составляет около 4 тыс. км, в том числе 0,4 тыс. электрифицированы. Наиболее интенсивные грузовые и пассажирские перевозки приходятся на единственный в стране двухпутный участок железной дороги Лиссабон — Порту. Португальская железнодорожная сеть в шести пунктах смыкается с испанской. Важнейшее значение имеет линия, соединяющая Лиссабон и Мадрид. Она является звеном международного сухопутно-морского пути из Европы в страны Западного полушария и на другие континенты. Иностранные специалисты считают, что португальские железные дороги по своему техническому состоянию находятся на недостаточно высоком уровне. Максимальная нагрузка на ось подвижного состава не превышает 20 т, средняя скорость движения грузовых поездов 20 км/ч, пассажирских — 40 км/ч. Ширина колеи 1665 мм. Для перевозок используются около 280 линейных локомотивов, 8200 грузовых и 430 пассажирских вагонов. Годовой объем грузовых перевозок составляет 900 млн. ткм, пассажирских — 5 500 млн. пассажиро-километров. Основным железнодорожным узлом является Лиссабон.
Автодорожная сеть. Общая протяженность автомобильных дорог достигает 48 тыс. км, в том числе 32,2 тыс. км (67 проц.) — трассы с твердым покрытием. На автострады приходится 95 км, основные дороги национального значения — 18,6 тыс. км, местные — 13,9 тыс. и прочие — 15,4 тыс. Средняя плотность автодорожной сети 54 км на 100 км2. Характерно наличие значительного количества крутых поворотов, подъемов, спусков. Особенно трудными для прохождения транспорта считаются дороги северной части страны, о-вов Азорских и Мадейра. По мнению зарубежных специалистов, португальские автомобильные дороги еще не в полной мере отвечают современным требованиям, по степени оборудования и техническому состоянию они уступают трассам многих капиталистических государств.
Автомобильный парк по состоянию на начало 1980 года насчитывал 1 925 тыс. машин, в том числе 1 410 тыс. легковых.
Морской транспорт. В экономике страны ему отводится одно из ведущих мест (свыше 90 проц, внешнеторговых перевозок). Торговый флот включает около 150 судов общей грузовместимостью более 1,3 млн. брутто per. т (данные 1979 года). Всего в Португалии насчитывается 11 основных портов, которые ежегодно принимают около 17 тыс. судов. Их общий грузооборот составляет 28 млн. т в год, а на долю крупнейшего — Лиссабона приходится около 14 млн. т. Большое значение в экономике имеют порты Вьяна-ду-Каштелу, Лейшоищ (около г. Порту), Азейру, Сетубал, Фару, Фуншал (о. Мадейра).
Воздушный транспорт. Авиационными перевозками в стране занимаются четыре авиакомпании, основной из которых является ТАП. Самолетный парк всех компаний насчитывает свыше 40 машин. Всего в Португалии более 40 аэродромов, из них 17 пригодны для базирования и рассредоточения боевой авиации. Основные аэродромы международного класса — Портела (Лиссабон) и Санта-Мария (Азорские о-ва).
Вооруженные силы Португалии, по сообщениям иностранной печати, насчитывают 70,9 тыс. человек и состоят из сухопутных войск (47 тыс.), военно-воздушных (10,5 тыс.) и военно-морских (13,4 тыс.) сил. Верховным главнокомандующим является президент республики. Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны через генеральный штаб и подчиненные ему главные штабы видов вооруженных сил. В военно-административном отношении Португалия разделена на четыре военных округа. Армия комплектуется на основе закона о всеобщей воинской повинности, по которому военнообязанными считаются все мужчины от 18 до 45 лет. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках 16 месяцев, в ВВС и ВМС— 24.
Сухопутные войска организационно состоят из одной отдельной мотопехотной бригады, 15 отдельных пехотных, трех бронекавалерийских полков, одного полка «командос», трех полков полевой артиллерии и других частей. На их вооружении находится более 70 танков (М47, М48А5, М24), около 100 бронеавтомобилей, 165 бронетранспортеров, свыше 600 орудий полевой артиллерии и минометов, до 20 ПТРК «Тоу». Кроме того, в состав сухопутных войск Португалии входят части береговой артиллерии, на вооружении которых состоит около 60 орудий.
Военно-воздушные силы в настоящее время имеют на вооружении примерно 240 самолетов и вертолетов, из них 50 боевых (истребители-бомбардировщики G.91) и около 30 учебно-боевых (Т-ЗЗА и Т-38А). Организационно они сведены в шесть авиационных крыльев, в которых насчитывается 16 эскадрилий. Кроме того, в ВВС входят три парашютно-десантных батальона. Началось поступление 20 штурмовиков А-7Р. Вся авиация, в том числе и военно-транспортная, базируется на аэродромах Авейру, Монте Реал, Танкуш, Синтра, Ота, Монтижу. Несколько аэродромов расположены на о-вах Азорских и Мадейра и, по взглядам военных специалистов НАТО, могут быть использованы в качестве промежуточных (так называемых «аэродромов подскока») при переброске частей усиления с Американского континента в Европу. На территории Португалии базируются авиационные части стран НАТО: на аэродроме Лагене — американские, Вежа — западногерманские. Для объединенных ВВС и авиации ВМС блока предоставлены также аэродромы Эшпинью, Ота, Монтижу.
Военно-морские силы имеют около 80 кораблей, катеров и вспомогательных судов, в том числе: три подводные лодки типа «Альбакора», 17 фрегатов (четыре типа «Команданте Жоао Бело», три — «Альмиранте Перейра да Сильва», шесть — «Жоао Коутиньо» и четыре — «Баптиста де Андрале»), 27 сторожевых катеров, четыре базовых тральщика. В состав ВМС входит также морская пехота. Основная военно-морская база — Лиссабон (Алфейте). В качестве пунктов базирования используются порты Лейшоиш, Сетубал, Фару, Понта-Делгада (о. Сан-Мигел, Азорские о-ва), Фуншал (о. Мадейра). В них заходят также подводные лодки и надводные корабли ВМС стран НАТО.
Строительство, ремонт и модернизация кораблей португальских ВМС осуществляются на военном арсенале в Алфейте, находящемся в пригороде Лиссабона. Он оснащен пятью стапелями длиной от 120 до 160 м. Кроме того, строительство и ремонт военных кораблей можно производить на судостроительных верфях «Лиснаве» и «Вьяна-ду-Каштелу».
По свидетельству зарубежной печати, для передачи в резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе предназначены истребительно-бомбардировочная эскадрилья ВВС и отдельная мотопехотная бригада сухопутных войск. Участие Португалии в Североатлантическом союзе не ограничивается лишь предоставлением воинских частей и подразделений в распоряжение его командования. Территория страны широко используется также для размещения военных складов и разного рода объектов блока. Например, вблизи Лиссабона расположен штаб объединенных вооруженных сил НАТО в Иберийской Атлантике.
По мнению иностранных специалистов, вооруженные силы Португалии оснащены в основном устаревшим вооружением, что в значительной степени снижает уровень их боеготовности и боеспособности. Ее территория, как считают западные эксперты, в оперативном отношении подготовлена недостаточно. Существующая инфраструктура способна обеспечить в целом потребности национальных вооруженных сил, войск НАТО — лишь частично»
И. Павлов, 1982 год