Ближний восток вот уже почти 35 лет представляет собой «горячую точку» нашей планеты, опасный очаг постоянной военной напряженности и трагических событий, выходящих по своему значению далеко за пределы региона. Сохраняющаяся длительное время исключительно сложная обстановка в данном районе является следствием происков американского империализма, международного сионизма и израильской правящей верхушки. Именно этот зловещий союз, преследуя корыстные цели, делает все, чтобы любыми средствами, и прежде всего с помощью военной силы, добиться решения ближневосточного кризиса в свою пользу и в ущерб арабским народам.
Стратегические агрессивные замыслы США и Израиля являются тормозом в решении главного вопроса, лежащего в основе арабо-израильских противоречий, — палестинской проблемы. Вместо ее справедливого урегулирования с учетом законных национальных прав арабского народа Палестины они навязывают куцую «административную автономию» для палестинцев в рамках Израиля, которая юридически закрепила бы оккупацию палестинских территорий. Вашингтон и Тель-Авив опасаются, что создание независимого государства во главе с лидерами ООП, пользующейся поддержкой ООН, других международных организаций и всех миролюбивых, демократических сил нашей планеты во главе с Советским Союзом, может стать непреодолимым препятствием на пути осуществления сумасбродной сионистской программы образования «великого Израиля» в границах от Нила до Евфрата.
Правящие круги империалистических государств всегда рассматривали Ближний Восток в качестве одного из важнейших стратегических и экономических районов мира. Как отмечают зарубежные специалисты, его значение определяется выгодным географическим положением, поскольку он непосредственно примыкает к южному флангу НАТО, а также к границам Советского Союза и других государств социалистического содружества. Через него проходят кратчайшие наземные, морские и воздушные коммуникации, связывающие Европу, Азию и Африку, бассейны Атлантического и Индийского океанов. Кроме того, по официальным данным, в арабских странах и Иране находится около 70% разведанных запасов нефти капиталистического мира. Ближний Восток удовлетворяет потребности США в «черном золоте» на 12 проц., Европы — 60, Японии — 75. В условиях возрастающих в мире энергетических трудностей политика Вашингтона в регионе стала во многом определяться именно нефтяными интересами и направлена на то, чтобы обеспечить империалистическим монополиям доступ к запасам нефти и сохранить высокие прибыли от эксплуатации арабских народов.
Экспансионистская неоколониалистская политика империализма на Ближнем Востоке, базирующаяся на антисоветизме и антикоммунизме, преследует гегемонистские цели — превратить регион в плацдарм для борьбы против СССР, сохранить его в качестве источника сырья, сферы приложения капитала, рынка сбыта товаров. Для их достижения принимаются все меры к тому, чтобы не допустить здесь роста национально-освободительного движения и укрепления левых сил, отвлечь арабские страны от борьбы против Израиля и затормозить проведение ими глубоких социально-экономических преобразований, ослабить их связи с миром социализма. Указанные факторы, по оценке американской администрации, на данном этапе представляют наибольшую опасность для интересов Соединенных Штатов на Ближнем Востоке.
В основе подхода Белого дома к ближневосточной проблеме всегда лежала «силовая дипломатия». Приход к власти администрации Рейгана ознаменовался усилением милитаристских акцентов в этой политике. Взяв курс на нагнетание международной напряженности, она в еще большей степени стремится подчинить развитие событий на Ближнем Востоке, как и в других районах мира, своей глобальной имперской стратегии, направленной на ужесточение противоборства с социалистическим содружеством и национально-освободительным движением. Составными элементами политики Вашингтона в регионе является всесторонняя поддержка агрессивного курса Тель-Авива, наращивание здесь американского военного присутствия, сколачивание «стратегического альянса» Израиля с консервативными арабскими режимами на антисоветской основе, расширение сети военных баз, создание жандармских «сил быстрого развертывания», провоцирование региональных конфликтов, проведение милитаристских демонстраций в виде крупных военных учений в этом районе и т. д.
Основным орудием осуществления агрессивной американской политики на Ближнем Востоке является Израиль. Вашингтон уделяет пристальное внимание укреплению мощи его вооруженных сил, координирует с ним свой ближневосточный курс в рамках меморандума о «стратегическом сотрудничестве». Будучи государственным секретарем США, А. Хейг в интервью газете «Нью-Йорк тайме» подчеркивал: «В настоящее время Израиль является таким союзником, рост мощи и благополучия которого отвечает национальным интересам Соединенных Штатов.., так как совершенно ясно, что сильный Израиль может играть важную роль в защите наших взаимных стратегических интересов в регионе». Ежегодная финансовая помощь сионистскому государству превышает 2 млрд, долларов, а военная —1 млрд. Пентагон поставляет ему самое современное оружие и военную технику: самолеты F-15 и F-1G, танки М60АЗ, артиллерийское вооружение, бронетранспортеры и т. д.
Оказывая всестороннюю политическую поддержку и огромную военную помощь Израилю, правящие круги США превратили его в свою главную опору на Ближнем Востоке, в международного жандарма для борьбы против арабского национально-освободительного движения, прогрессивных режимов в регионе. Вашингтон и Тель-Авив намерены при помощи грубой силы навязать арабским странам свои планы ближневосточного урегулирования, которые обеспечили бы им установление господства в этом районе. Они усиливают военно-политическое давление на Ливан, Сирию, Иорданию с целью вовлечения их в кэмп-дэвидскую сделку. Они делают все, чтобы ослабить Палестинское движение сопротивления и заставить его согласиться с американо-израильским планом решения палестинской проблемы. Для достижения своих целей Тель-Авив фактически встал на путь чудовищного геноцида и международного разбоя, уничтожения народа Палестины. Наглядным подтверждением подобного курса стало наглое вторжение израильских войск в Ливан, которое привело к гибели тысяч ливанцев и палестинцев.
Укреплению политического влияния и расширению военного присутствия Вашингтона на Ближнем Востоке в значительной мере способствовала предательская политика бывшего президента АРЕ Садата. По оценке зарубежных обозревателей, отход Египта от согласованной с другими арабскими странами политики и подписание кэмп-дэвидских соглашений (18 сентября 1978 года) существенно облегчили экспансионистские действия Израиля и США в этом регионе. Заключение на основе данных соглашений сепаратного египетско-израильского «мирного» договора (1979, 26 марта) явилось поворотным пунктом во внешней политике Каира, утвердившим выход ведущей арабской страны из военной конфронтации с Тель-Авивом. Египетское руководство полностью перешло на американо-израильские позиции урегулирования ближневосточной проблемы. Это позволило Израилю аннексировать Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Он категорически отказывается уходить с Западного берега р. Иордан и из сектора Газа и диктует свои условия на переговорах с АРЕ. США закрепили за собой особое право выступать гарантом выполнения кэмп-дэвидских соглашений и даже на прямое военное вмешательстве «в случае возникновения угрозы безопасности» сионистскому государству.
В качестве «премии» за предательскую политику по отношению ко всему арабскому миру Египту «возвращен» Синайский п-ов. По сути же дела Каир не получил Синая. Как показано на схеме размещения так называемых «многонациональных сил», значительная часть полуострова фактически перешла под контроль США и НАТО, а на остальной территории египетский суверенитет существенно ущемлен.
Схема размещения «многонациональных сил» и зон ограниченного присутствия египетских и израильских войск на Синае
Основу этих сил, возглавляемых пентагоновским генералом, составляют подразделения американских «сил быстрого развертывания», которые «в случае необходимости» могут быть усилены. Соглашение об их дислокации явилось именно тем документом, получения которого длительное время добивался Белый дом. Он дает Соединенным Штатам юридическое право размещать войска на Ближнем Востоке на постоянной основе.
Таким образом, Пентагон стремится под любым предлогом укрепить свое военное присутствие в регионе, о чем весьма откровенно высказался начальник штаба американской армии Э. Мейер: «Если мы хотим показать нашим друзьям и противникам решимость отстаивать американские интересы в районе Персидского залива, то необходимо обеспечить присутствие сухопутных войск и ВВС США в этом районе (в дополнение к уже находящимся в Аравийском и Средиземном морях ВМС — Л. Т.). Необходимо дать ясно понять, что мы готовы поддерживать нашу, политику при помощи силы».
Вашингтон прилагает усилия, чтобы еще надежнее привязать к себе Египет, закрепить его проамериканский, антисоветский курс, превратить в активного проводника своей политики на Ближнем Востоке и в Африке. По данным западной прессы, ежегодная финансово-экономическая помощь США Каиру превышает 1 млрд, долларов, а военная в 1982 1983 годах достигнет 1,4 млрд. Общий объем помощи в реорганизации и перевооружении армии АРЕ в 1979—1985 годах составит 5,35 млрд, долларов. В течение указанного периода Египту будет поставлено 35 самолетов Ғ-4 «Фантом» и 80 F-1G, 12 батарей ЗУР «Усовершенствованный Хок», свыше 600 танков MG0A3, 1000 бронетранспортеров Ml13, другое вооружение. В обмен на это Пентагон получил право использовать в своих интересах ряд египетских военных объектов, в том числе аэродромы Каир (Западный), Каир (международный), Кена, Луксор и Асуан, ведет подготовку к строительству крупного военного комплекса в районе Рас-Банас на побережье Красного моря и добивается его юридического закрепления на договорной основе в качестве американской военной базы. Приобрели регулярный характер совместные учения типа «Брайт стар» с участием американских «сил быстрого развертывания» на территории Египта и ряда других стран Ближнего Востока и Африки.
Большое внимание американская администрация уделяет Саудовской Аравии — одному из богатейших государств капиталистического мира по запасам и экспорту нефти. В 1981 году ее добыча в этой стране достигла 500 млн. т, а доходы от реализации — 115 млрд, долларов. Такие финансовые поступления не в состоянии освоить экономика королевства, поэтому саудовское руководство вкладывает их за рубежом. Только в американских банках хранится свыше 100 млрд, долларов.
Учитывая огромные энергетические и финансовые возможности Саудовской Аравии, ее большое влияние в исламском мире, Вашингтон стремится усилить в целом отвечающий интересам США характер внешнеполитического курса этой страны, видя в ней потенциального защитника своих позиций в крупнейшем нефтедобывающем районе мира, каким является Персидский залив. По сообщениям иностранной прессы, президент Рейган пообещал, что США «никогда не допустят, чтобы с Саудовской Аравией произошло то же, что и с Ираном». Роль приводного ремня в этих замыслах призваны сыграть широкомасштабные поставки современного вооружения и оказание помощи в развитии военной инфраструктуры. По данным английской газеты «Файнэншл тайме», в период с 1971 по 1980 год были заключены соглашения о предоставлении королевству оружия на общую сумму 34 млрд, долларов.
Крупнейшей сделкой стала продажа Эр-Рияду в октябре 1981 года огромной партии военной техники, в том числе пяти самолетов Е-ЗА системы АВАКС, стоимостью 8,5 млрд, долларов. В марте 1982 года Пентагон объявил о новых планах поставки Саудовской Аравии десяти самолетов RF-5E и пяти F-5E с запчастями и обучения их экипажей (общая сумма составит 350 млн. долларов). В феврале этого же года было подписано соглашение о создании американо-саудовского военного комитета для разработки программ военно-экономического сотрудничества. В Вашингтоне считают, что продажа вооружения Эр-Рияду даст возможность усилить американское проникновение в эту страну, а сложность военной техники потребует присутствия большого числа специалистов из США. Уже сейчас здесь находится свыше 10 тыс. представителей Пентагона. Согласно замыслам Белого дома, Саудовской Аравии, обладающей огромными нефтяными богатствами, наряду с Израилем с его военной мощью и Египтом с людскими ресурсами уготована роль точки опоры сколачиваемого «стратегического альянса».
США уделяют также большое внимание другим государствам зоны Персидского залива и, спекулируя на «угрозе иранской и советской агрессии», подталкивают их на создание здесь военно-политического блока, навязывают монархическим режимам гонку вооружений, которая, по замыслам пентагоновских стратегов, углубит их зависимость от Соединенных Штатов. В этом плане американская администрация предпринимает значительные усилия, чтобы превратить созданный в феврале 1981 года Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (в него вошли Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман) из организации, образованной для координации усилий в политической и экономической областях, в региональный военно-политический пакт проамериканской направленности. Так, в январе 1982 года на совещании министров обороны стран— членов совета при явном нажиме со стороны США был утвержден проект «оборонительного плана», предусматривающего создание объединенных вооруженных сил и с помощью Пентагона — единой системы ПВО Аравийского п-ова. Американцы уже приступили к строительству объектов указанной системы, которую рассчитывают в дальнейшем использовать и в интересах НАТО. Обсуждались вопросы принятия единой организационно-штатной структуры соединений и частей, унификации вооружения и техники, создания собственной военной промышленности.
Одновременно Соединенные Штаты пытаются навязать государствам Персидского залива заключение договоров на двусторонней основе, как это было сделано с Оманом. По подписанному с этой страной в июне 1980 года соглашению Пентагон получил право использовать фактически все ее базы, порты, аэродромы в военных целях. При этом Вашингтон преподносит себя в качестве «надежного» партнера, способного защитить «в случае необходимости» как от «внешней угрозы», так и от «внутренних врагов», то есть от прогрессивных демократических сил.
Планируемые и осуществляемые поставки военной техники из США в Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива превосходят потребности их национальной обороны. Согласно оценке иностранных экспертов, это вооружение может быть использовано американскими «силами быстрого развертывания» в условиях обострения обстановки на Ближнем Востоке.
Следствием гегемонистской политики Вашингтона явилась ирако-иранская война, продолжающаяся уже два года. Взаимные территориальные притязания между Ираном и Ираком были лишь поводом для развязывания вооруженного конфликта, который наносит им огромный ущерб. Соединенные Штаты и Тель-Авив заинтересованы в ослаблении обеих стран, поэтому они принимают все меры, чтобы не допустить урегулирования отношений между ними. Вооруженные столкновения двух развивающихся государств, стоящих на антиимпериалистических позициях, отвечают интересам только их общих врагов. Эта война, подчеркивает западногерманский журнал «Блеттер Фюр дойче унд интернационале политик», «прекрасно вписывается в стратегию американского империализма в отношении иранской революции. Она не пошла на пользу ни иракскому, ни иранскому народам, выгадали только Пентагон и Израиль». Весьма красноречиво об этом свидетельствует циничное высказывание израильского генерала Р. Эйтана: «Смотреть, как они убивают друг друга,— чистое удовольствие».
В печать просочились сведения о намерениях Пентагона разместить в данном районе свои войска либо между враждующими сторонами в составе пресловутых «многонациональных сил», либо на территориях монархических государств Персидского залива для защиты от якобы угрожающей им «иранской и советской агрессии».
Напряженная обстановка сохраняется и на юге Аравийского п-ова. США с помощью арабской реакции предпринимают попытки привлечь ЙАР к более широкому сотрудничеству. Они усиливают давление на НДРЙ, стремясь осложнить обстановку в стране, не допустить осуществления глубоких социально-экономических преобразований, провозглашенных в программе Йеменской социалистической партии, ослабить прогрессивный режим и добиться его устранения.
Подрыв существующих в регионе прогрессивных режимов является одним из важных составных элементов авантюристического курса США на Ближнем Востоке и в прилегающих районах Африки. На протяжении вот уже ряда лет Вашингтон ведет необъявленную войну против Ливии. Только в последнее время Белый дом запретил импорт ливийской нефти и экспорт в эту страну технологии, свернута деятельность в ней американских нефтяных компаний, возвращены в США американские специалисты. Пентагон проводит учения 6-го флота в непосредственной близости от берегов Ливии в заливе Сидра, где в августе 1981 года было совершено провокационное нападение на два ливийских самолета.
Сильному военно-политическому нажиму подвергается Сирия, являющаяся одним из наиболее последовательных противников кэмп-дэвидских соглашений. Опираясь на поддержку Национального фронта стойкости и противодействия (Сирия, Ливия, Алжир, НДРЙ, Организация освобождения Палестины), отвергающего этот антиарабский сговор, она оказывает активное сопротивление реализации американо-израильских планов на Ближнем Востоке. В этой связи Вашингтон и Тель-Авив, используя арабскую реакцию и правые силы внутри страны, а также военное давление, которое Израиль оказывает на Сирию, стремятся дестабилизировать в ней обстановку, склонить Дамаск к одобрению сепаратной сделки.
Таким образом, обстановка на Ближнем Востоке сохраняется весьма сложной и взрывоопасной, что является результатом авантюризма администрации Рейгана, экспансионизма и грубого военного давления тель-авивских «ястребов» на арабские страны и Палестинское движение сопротивления. С позиции диктата Вашингтон и Тель-Авив стремятся добиться дальнейшего раскола арабского мира, ослабления антиизраильской коалиции, ликвидации прогрессивных сил в регионе. Несмотря на убедительные примеры невозможности решения международных проблем с помощью грубой силы, США упрямо не замечают этого, находясь в плену своей глобальной гегемонистской политики, проводником которой на Ближнем Востоке, является Израиль. Подобный курс стал главным тормозом на пути установления прочного мира в этом районе. Объявленная 1 сентября 1982 года Рейганом так называемая «новая ближневосточная политика» США вновь демонстрирует стремление Вашингтона закрепить американо-израильское господство в регионе, категорически отказывает палестинскому народу в праве на создание собственного государства и свидетельствует о том, что антиарабский кэмп-дэвидскии сговор «остается фундаментом» позиции Соединенных Штатов в этом районе.
Конструктивная программа всеобъемлющего, действительно справедливого и по-настоящему прочного урегулирования арабо-израильского конфликта была сформулирована товарищем Л. И. Брежневым в ходе состоявшегося в середине сентября 1982 года визита в Москву руководителя НДРЙ А. П. Мухаммеда. Она предусматривает: возвращение арабам всех оккупированных Израилем с 19G7 года территорий; обеспечение неотъемлемого права арабского народа Палестины на самоопределение, на создание собственного независимого государства на палестинских землях, которые будут освобождены от израильской оккупации; включение в состав палестинского государства восточной части Иерусалима; обеспечение права всех государств района на безопасное и независимое существование и развитие; прекращение состояния войны и установление мира между арабскими государствами и Израилем; выработку и принятие международных гарантий урегулирования конфликта.
Что касается СССР, то он был и остается па стороне прогрессивных сил в их справедливой борьбе. Он не будет равнодушно наблюдать за авантюристическими действиями империализма и сионизма на Ближнем Востоке. В заявлении Советского правительства от 15 июня 1982 года подчеркивается: «Тем, кто ныне вершит политику Израиля, не следовало бы забывать, что Ближний Восток — это район, расположенный в непосредственной близости от южных границ Советского Союза, и события в котором не могут не затрагивать интересов СССР. Мы предупреждаем Израиль об этом».