Израильское военно-политическое руководство при поддержке США и международного сионизма продолжает проводить экспансионистскую политику в отношении соседних ближневосточных стран. В декабре 1981 года оно сделало еще один шаг к созданию антиарабского военного союза и подписало с американской администрацией «меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества». В соответствии с этим соглашением Израиль готов взять па себя воздушное прикрытие операций по переброске американских войск в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке, предоставить территорию для складирования запасов военной техники и имущества США, а также использовать свои вооруженные силы для «защиты» нефтепромыслов зоны Персидского залива. Этот сговор, подчеркивает зарубежная печать, имеет антиарабскую направленность, прикрываемую клеветническими измышлениями о том, будто американо-израильское стратегическое сотрудничество призвано-де «противостоять угрозе безопасности Ближнего Востока со стороны Советского Союза».
Бандитский налет израильской авиации на иракский научно-исследовательский атомный центр, наглая агрессия сионистов в Ливане, аннексия ими в декабре 1981 года Голанских высот — исконной территории Сирии — еще раз напоминают пародам планеты, откуда исходит угроза миру и безопасности в этом регионе.
Новый америкапо-израильский меморандум является вторым этапом кэмп-дэвндской сделки, ведущей к расширению империалистического вмешательства в дела арабских народов. Этот сговор, с одной стороны, свидетельствует о намерении США превратить израильскую военщину в еще более активного пособника своих милитаристских авантюр на Ближнем Востоке, а с другой — о стремлении Тель-Авива использовать заинтересованность американцев в египетско-изральском урегулировании, извлечь из этого максимальную выгоду для расширения экспансии и закрепления за собой захваченных арабских земель, а также для дальнейшего развития имеющей военное значение инфраструктуры своей территории, в частности для превращения пустыни Негев в развитый район, прежде всего в военном отношении.
Основные элементы инфраструктуры Израиля в пустыне Негев
Пустыня Негев находится на юге Израиля и занимает большую часть его территории. Ее протяженность с севера на юг составляет свыше 200 км, а с запада па восток — от 16 км (в самом узком месте на юге) до 110 (в наиболее широком).
Поверхность пустыни представляет собой плато высотой около 600 м над уровнем моря, которое расчленено многочисленными сухими руслами рек (вади) и лишено растительности. На северо-востоке ее проходят Галилейские горы. Среднегодовое количество осадков на севере составляет до 200 мм, на юге, в окрестностях Эйлат, — менее 100 мм. Район очень беден пресной водой, глубина ее залегания достигает 800 м и более, поэтому через пустыню от оз. Тивериадского проложен водовод протяженностью около 250 км с ежегодной пропускной способностью не менее 340 млн. м3. Планируется протянуть еще один водовод через Синайский п-ов, используя воды Нила (об этом уже ведутся переговоры с Египтом). Кроме того, строится капал между Средиземным и Мертвым морями.
Из сырьевых ресурсов в пустыне Негев имеются в незначительном количестве нефть, медная руда, природный газ, есть также запасы брома, гипса, поташа и фосфатов.
Промышленное производство и возделывание сельскохозяйственных культур наибольшее развитие получили в северной ее части, особенно в районе г. Беэр-Шева.
Развитию элементов инфраструктуры пустыни Негев израильское военное руководство придает первостепенное значение, так как после полной передачи оккупированной территории Синайского п-ова Египту оно намерено именно здесь разместить свои войска, ранее дислоцированные на Синае. Эта пустыня должна стать основным районом боевой подготовки израильских войск, обучения и переподготовки военных кадров, в том числе и резервистов. Для обеспечения их нормальной деятельности осуществляется (при огромной финансовой и технической помощи США) план широких мероприятий по строительству военных баз и объектов различного назначения, а также других элементов инфраструктуры.
В целом на передислокацию израильских войск с Синайского п-ова в Негев в конце 1979 года было запланировано израсходовать 53 млрд, израильских фунтов 3 (около 1,5 млрд, долларов по курсу на декабрь 1979 года — 35,35 фунта за 1 доллар). В настоящее время общая стоймость передислокации, которая в большей степени финансировалась Соединенными Штатами, оценивается зарубежными специалистами более чем в 3 млрд. долларов. Б эту сумму входит стоимость сооружения ряда авиационных баз, сети дорог, водоводов и водопроводов, линий электропередач и связи, военных городков и других объектов. После заключения израильско-египетского сепаратного договора в соответствии с кэмп-дэвидской сделкой США дополнительно выделили Израилю 3 млрд. долларов в качестве так называемой военной помощи (800 млн. — безвозмездно и 2,2 млрд. — долгосрочный заем).
В 1980 году в Израиле была проведена денежная реформа и с 1 октября введена но вая денежная единица — шекель, равная 10 старым фунтам. В это время курс новой израильской валюты составлял 6,37 шекелей за 1 американский доллар. В стране. однако, продолжают сохраняться одни из самых высоких в мире темпов инфляции (в 1979 году они превысили 90 проц.), и в апреле 1982 года на мировых биржах за 1 доллар платили уже более 16 шекелей. — Ред.
Планом развития инфраструктуры пустыни Негев на 1979—1983 годы предусматривается построить три новые авиабазы — Тель-эль-Мильх, Мицпе-Рамон и Бикат-Увда, а также реконструировать аэродром Беэр-Шева (взамен авиабаз, которые использовались израильтянами на Синае), создать систему раннего предупреждения, оборудовать около 50 военных городков, полигоны для проведения боевой подготовки сухопутных войск (в том числе артиллерийские, танковые) и ВВС, проложить до 800 км автомобильных дорог и реконструировать свыше 220 км существующих, провести нефтепровод Эйлат — Средиземное море (с пропускной способностью 220 млн. т нефти в год), 430 км водоводов, более 150 км электролиний высокого напряжения, а также линии связи, соорудить склады боеприпасов и других материальных средств.
Кроме того, Израиль планирует к 2000 году построить в пустыне Негев пять городов с численностью населения около 10 тыс. человек в каждом (общая стоимость 5,5 млрд, долларов) и до 30 военизированных поселений, а также расширить существующие города Кефар-Ерохам и Мицпе-Рамон, которые станут базами снабжения и основными центрами размещения персонала, занятого обслуживанием военных объектов. Новые города (Нир Хабзор, Кадеш Бернеа, Ницана, Фаран, Цихор) намечено заложить вдоль израильско-египетской и израильско-иорданской границ, но их строительство временно задерживается из-за нехватки денежных средств (пока известно, что Ницана и Фаран будут строиться на месте существующих одноименных населенных пунктов). Одновременно планируется развивать сельское хозяйство, химическую и военную промышленность, возвести заводы по производству самолетов, вертолетов и лазеров в г. Эйлат и в других районах пустыни. На эти цели выделено свыше 100 млн. долларов.
Для размещения израильской боевой авиации, ранее базировавшейся на аэродромах Эйтам и Этциоп па оккупированной части Синайского п-ова, предназначены две новые авиационные базы — Мицпе-Рамон и Бикат-Увда (строительство было начато в июне 1979 года, а завершение работ ожидается в 1982-м). Их намечается оснастить современным электронным оборудованием. Большинство аэродромных сооружений сделано заглубленными.
Общее руководство строительством баз осуществляется командованием американских ВВС, а проектирование и само сооружение — инженерными войсками США. Подрядные работы ведут консорциумы «Негев эр бэйз констракторз» и «Эр бэйз констракторз» с привлечением свыше 5,5 тыс. иностранных рабочих. Общая стоимость сооружения баз составляет около 1 млрд, долларов (без стоимости электронного и другого оборудования).
Авиабаза Мицпе-Рамон расположена в 50 км южнее Беэр-Шева па пустынном плато. На ее территории оборудованы взлетно-посадочная полоса (длина более 3000 м, ширина около 50 м) с капитальным покрытием и рулежная дорожка, подготовлены стоянки, укрытия и ангары для самолетов, склады боеприпасов и ГСМ, казарменные здания для летного и технического состава. Продолжается строительство других аэродромных сооружений. Основные работы па базе завершены, и израильские летчики уже начали ее осваивать.
Израильские летчики на авиабазе Мицпе-Рамон
Авиационная база Бикат-Увда, которая находится в 40 км севернее Эйлат, аналогична первой (ВПП с капитальным покрытием, длина около 3000 м и ширина до 50 м). Здесь также построены укрытия и ангары для самолетов, склады различного назначения, казарменные, служебные и технические здания.
По мнению американских специалистов, новые авиабазы смогут принимать любые самолеты и не исключено, что они будут использоваться авиацией ВВС США.
Третья авиационная база Тель-эль-Мильх (25 км восточнее Беэр-Шева) строится самими израильтянами. Ввести ее в действие планируется позже двух первых. Здесь проведены геологические и проектные изыскания и начаты подготовительные и земляные работы по сооружению основных элементов.
Кроме того, в аэродромную сеть Израиля входят базы и аэродромы: Беэр-Шева, Хацерим, Седом, Орон и Эйлат, которые также находятся в пустыне Негев.
Одним из наиболее важных мероприятий, осуществляемых Израилем, является создание военных городков и военизированных поселений. Первые строятся группами и поэтапно, чтобы добиться рационального использования их частями и подразделениями, выведенными с Синайского п-ова. Они сооружаются в основном в районе городов Ницана (50 км юго-восточнее Рафах), Димона (где расположен израильский атомный центр) и Мицпе- Рамон, а также вблизи полигонов.
При организации здесь системы военизированных поселений израильское руководство испытывает ряд трудностей, связанных с необходимостью решения ряда социальных проблем. Это, во-первых, перемещение поселенцев с Синайского п-ова, а во-вторых, освобождение района Негев от бедуинов (сейчас насчитывается около 35 тыс. человек) и размещение их в резервациях к северо-востоку от Беэр-Шева, где с этой целью создается пять поселений.
Для проведения боевой подготовки войск сооружается ряд полигонов. В настоящее время уже заканчивается оборудование крупного артиллерийского полигона в районе Кефар-Ерохам (30 км юго-восточнее Беэр-Шева).
Сооружение складов вооружения, боеприпасов, ГСМ и других материальных средств ведется в основном в районах дислокации войск, что позволит им быстрее пополнить запасы и тем самым сократить время на ввод в боевые действия. На территории складов возводятся хранилища и ангары для боевой техники.
В целях развития автодорожной сети в осваиваемых районах пустыни Негев планируется проложить четыре магистрали, соединяющие северные и южные районы Израиля с новыми военными базами и объектами. Наиболее важной из создаваемых дорог является шоссе Керем-Шалом (10 км южнее Рафах) — Эйлат. Намечено построить магистрали Арад—Ницана; Арад — Кефар-Ерохам; Седерот — Нтивот — Офаким. Ведется реконструкция дороги Мицпе-Рамон — Эйлат (спрямление отдельных участков).
Для обеспечения возросших потребностей района Негев в электроэнергии планом предусмотрено сооружение атомной электростанции в Ницана и гидроэлектростанции близ Мецад-Бокек. Последняя будет использовать воды строящегося канала между Средиземным и Мертвым морями. Из центральных районов Израиля к местам строительства новых баз уже прокладываются электролинии высокого напряжения.
Таким образом, военно-политическое руководство Израиля, опираясь на всестороннюю поддержку США, проводит широкие мероприятия по освоению пустынного района Негев, который, как считают израильские специалисты, является «последним территориальным резервом» страны.
Подполковник А. ЛУКАНОВ
Зарубежное военное обозрение, №7 1982 год