На "Мосфильме" начались съемки картины "Остаются живыми". Ее ставит по сценарию В. Железникова и А. Леонтьева режиссер Владимир Монахов, постановщик фильмов «Непрошеная любовь» н «Про чудеса человеческие», ранее как оператор снявший такие памятные произведения советского кино, мак «Попрыгунья» (совместно с Ф. Добронравовым), «Высота», «Судьба человека» (его работа в этом фильме была удостоена Ленинской премии), «Оптимистическая трагедия».
Наш корреспондент записал рассказ режиссера о его новой картине.
— В основу сценария фильма «Остаются живыми» лег рассказ Эммануила Казакевича «При свете дня». По-моему, это — одно из лучших его произведений и, как ни странно, одно из наименее известных. Рассказ этот не простой. Казакевич писал его на протяжении двенадцати лет — возвращался к нему, переделывал. Да и само появление рассказа в начале 60-х годов вызвало разноречивые отклики критики.
Во всяком случае, обращаясь к этому произведению, столь близкому опыту нашего поколения, мы чувствуем, что остаемся верны своему долгу художников. Людям совсем не вредно напомнить, как важны в жизни простые человеческие качества: доброта, братолюбие, соучастие друг другу.
Главное место в нашем фильме, даже большее, чем в рассказе, займет командир Нечаев — для нас это образ человека в лучшем смысле этого слова, если хотите, идеального героя. Идеального не значит безупречного. Но при всех своих земных и житейских несовершенствах он сумел сделать главное: выбрать нравственную позицию в жизни, ту, которая выдержала проверку во всех испытаниях.
Виталий Нечаев (А. Мягков), фотокорреспондент (В. Голик, слева)
Его любовь к Родине не декларируется с пафосной интонацией, она внутри него. Подвиг — он для него норма человеческого поведения.
Образ Нечаева возникает в воспоминаниях Слепцова, человека, воевавшего с ним, бывшего рядом в последние мгновения его жизни. И та любовь и человеческая благодарность, которые привели солдата за тысячи верст из Сибири в Москву рассказать вдове командира о ее погибшем муже,—достаточное оправдание, чтобы видеть Нечаева именно таким — чистым, возвышенным, лучшим из лучших.
Слепцов — простой, от земли, сибиряк, рядовой солдат, никак не предполагающий в себе какой-либо человеческой исключительности,—поражает душевной чуткостью, тактом, высокой интеллигентностью.
Обо всем этом — о любви к Родино, об интеллигентности настоящей и мнимой —мы хотим говорить в фильме серьезно и по большому счету.
Слепцов (И. Лапиков), Юра Нечаев (Володя Таусон)
Наиболее сложен для актерского воплощения в фильме образ Ольги Петровны, вдовы Нечаева. Он не однопланов психологически, в нем сложно переплетаются хорошее и дурное. При всех ее положительных качествах ее жизненная позиция оказывается несостоятельной. И обо всем этом мы постараемся сказать, не упрощая, не сглаживая острых углов, не навязывая зрителю готовых выводов Слепцов рассказывает о Нечаеве — таком, каким он его знал: скромном, не напоказ героичном, сумевшем сохранить теплоту и человечность в жестоких буднях войны. И Ольга Петровна вспоминает Нечаева — такого, каким она всегда представляла его: мягкого, нерешительного, не умеющего постоять за себя. Мы можем сопоставить две точки зрения на одного человека, и с течением фильма сравнение их все отчетливее будет складываться не в ее пользу. Она своего мужа не понимала да и не пыталась понять.
Ольга Петровна (Т. Семина)
Мы не будем осуждать ее за то, что она после гибели Нечаева вновь вышла замуж, что у нее уже дочь от другого человека, — ее вина в ином. Она еще при жизни Нечаева как бы изменила ему, не заметила его человеческого богатства, не взяла частицу его себе. И даже слушая рассказ Слепцова, как бы заново переживая жизнь, узнав в Нечаеве нового человека и вновь влюбившись а него, она так и не обрела необходимого человеку внутреннего, душевного зрения. Она не поняла и Слепцова.
Мы не хотим видеть в нашей героине некое исключение из нормы. Это было бы слишком успокоительно для зрителя: можно нс волноваться, можно считать, что не тебя это касается. А нам хочется иного: чтобы зритель поставил себя рядом с ней, задумался.
Сейчас стало модным стилизовать на экране войну под хронику, заменять цвет черно-белыми или слегка тонированными кадрами. Прием этот порою оправдан, но он отдаляет войну от нас. уводит ее в прошлое. А нам хочется сохранить ощущение сиюминутности, чтобы зритель чувствовал, что это сейчас идет Нечаев на штурм высоты, за которую ему обещана Звезда Героя или расстрел, что это сейчас он, никогда не умевший плавать, первым форсирует пенящуюся от взрывов реку. Мы будем снимать войну, как и весь фильм, в цвете, но покажем не во всей жестокой суровости — на грубых, неподгримированных, настоящих фактурах. Покажем ее такой, какой она прошла через судьбу моего поколения.
Для меня а этом фильме очень много личного. И мне приходилось сталкиваться с такими командирами, как тот генерал, который, не успев разобраться в обстановке, начинает орать на только что принявшего командование Нечаева. Такие люди надеялись криком утвердить свою волю, а на деле — солдаты это безошибочно чувствовали — доказывали лишь свое бессилие. И вот так же, как Нечаева меня принимали в партию в траншее на передовой, только у меня еще руке на косынке висела, я как раз из госпиталя вернулся. Да, собственно говоря, у каждого прошедшего через войну немало на памяти таких эпизодов.
В этом фильме я вновь возвращаюсь к своей прежней операторской профессии. Я по-прежнему буду работать с Игорем Богдановым, который снимал со мной «Непрошенную любовь» и «Про чудеса человеческие», но на этот раз операторами будем мы оба. сложность фильма требует абсолютного слияния режиссерского и операторского ощущения ритма, темпа, звуковой партитуры.
Роли в картине исполняют: Иван Лапиков (это третий фильм над которым мы работаем вместе) - Слепцов, актер театра "Современник". Андрей Мягков - Нечаев. Тамара Семина - Ольга Петровна, Евгений Лазарев из Театра Маяковского - Ростислав Иванович, новый муж Нечаевой. Художник фильма Юрий Ракша.
Советский экран №23 - декабрь 1971 г.
Фотографии: И. Гневашева и С. Нечаева
От редакции Претич: Премьера этого фильма состоялась 14 июля 1972 года, он сменил название на "Нежданный гость"... Но более существенным оказалось то, что во время съемок произошла замена актрисы, которая играла главную героиню - Тамары Семиной, на Алину Покровскую, которая пару годами ранее успешно снялась в фильме "Офицеры" - в роли Любви Трофимой, жены Алексея Трофимова (Г. Юматов). Причина этой замены осталась неизвестной.
***