...Шли первые кадры фильма «Хозяин», шел двадцать пятый год, и шел, погромыхивая железными суставами и вздыхая от старости, паровозик — тащил за собою поезд в Питер. «Ох, Питер, бока повытер», — вздыхали пассажиры и вели разговорчики про трудное время «нэпу». Матросы, разъезжавшиеся а со службы, приканчивали запасы «казеночки», а один из них. непьющий, по имени Иван Каюмович Иванов глядя в окошко, вспоминал свое детство как на уроке закона божия укусил он батюшку за палец, как, страшась отцовского гнева, бежал из дому, из деревни, как нашли и накормили его матросы, как стал он потом юнгой на корабле, как в жарком революционном бою был смертельно ранен дядя Каюм. второй отец Ивана, наказавший молодому матросу после гражданской обязательно пойти на Путиловский...
Так под стук колес познакомились мы в общих чертах посредством данных наплывами сценок-иллюстраций с прошлым главного героя «Хозяина» — матроса Каюмыча.
Ну, а будущее его впереди, в фильме. Но — чу! — кажется, оно началось: в шумном вагоне послышалось женское пение, и Каюмыч двинулся «в нужном направлении». Голос, принадлежавший весьма симпатичной молодой особе, выводил: «...но счастье свое целиком я найду, на меньшее я не согласна». Так вот, встреча с обладательницей «народного таланта» Аленой Ефремовной (Т. Бедова) сыграла определенную роль в жизни Каюмыча, в мелодия немудреной ее песенки и особенно рефрен про несогласие стали не только музыкальной темой фильма, но и смысловым его стержнем: революционный матрос Иванов хочет жить в главном городе революции, работать на главном его заводе, строить новую жизнь своими руками. На меньшее он не согласен!
...В Ленинград Иван Каюмович приезжает ранним первомайским утром. Праздником встречает его город, а Путиловскнй завод — первым трактором. Но вот праздник кончился, настали суровые будни. Перед Иваном встает реальность двадцатых годов. В стране разруха, а тут еще нэповская нечисть поперла из всех щелей... Есть от чего прийти в отчаяние. Но Иван держится. Держится и ждет, простаивая длинные очереди на бирже труда и слыша каждый день в окошечко: на Путиловский не нужно. Держится и не унывает, узнав, что дружок с миноноски Котика Фомичев — вместе воевали под Новороссийском — подался к нэпманам, дескать, хватит, побросал уголек...
И кем только не побывал Иван за время ожидания своего часа, кого не навидался! И заведующим школы труда и радости был (там он познакомился с капельмейстершей Антониной, которая по воле сюжетных судеб оказалась знакомой Котики и его новых друзей). И в Лавре, в келье монашеской жил, военком дал ордер на поселение (там он вел философские споры с дьяконом Варлаамом — безбожником, выжигой и пьяницей). И следователем угрозыска был (там он поверил лживым клятвам старого медвежатника Викулова, отпустил его на свободу, а потом и сам отпросился с такой службы — от греха подальше). И в слесарной у Варлаамова дружка-нэпма не работал (там хозяина арестовали за какие-то валютные махинации).
Вот тут-то и задумался Иван о своей жизни. Чуть не отчаялся. Чуть не запил (кружка пива, но все же!). Но вовремя взял себя в руки. А тут и направление на Путиловский подошло. Осуществилась Иванова мечта, стал он работать на фрезерном станке, вместе с товарищами выхаживать цех из мертвых, Строить новую жизнь.
...Простите столь пространное жизнеописание Ивана Каюмовича, оно понадобилось нам для того, чтобы как-то разобраться в его судьбе, а заодно и в судьбе фильма, о нем повествующего.
Итак — хозяин. Предполагается хозяин новой жизни, хозяин своей страны, человек, лично за них ответственный, уверенно ступающий по земле и т. д. Можно ли назвать медлительного, в чем-то, может, и симпатичного Каюмыча (эту роль исполняет молодой актер М. Кокшенов), парня с простоватым, спокойным и немного благополучным лицом, три четверти картины прождавшего пропуска не Путиловский, — так патетически, с большой буквы, назвать Хозяином? Вряд ли. Ведь, в сущности, Каюмыч в фильме никакой. Ну, чем он отличается от десятков других экранных братишек? Разве что знает наизусть Уитмена и не хватается за маузер с поводом и без повода, умеет терпеливо и даже солидно выслушать не только политически незрелого собеседника, но и идейного противника. По замыслу он незаурядная личность, мастер на все руки, даже на трубе играть умеет. Но только по замыслу. Никак не выявленный драматургически, характер этот мало интересен сам по себе и уж никак «не тянет» на широкое обобщение, на Ивана Иванова (имя и фамилия его, конечно, не случайны), пролетария и хозяина земли русской.
А ведь Василий Губанов был вначале Губановым, живым, из плотии крови человеком, и только потом символом и образцом Коммуниста...
Так же умозрительно, иллюстративно решаются и другие персонажи фильма. Котька Фомичев - типично отрицательный перерожденец с усиками и в шляпе. Алена - сбившаяся с пути и перевоспитавшаяся Мальвина из Борисоглебска. Антонина - загадочная женщина с положительными устремлениями но и с грузом "закулисной" жизни. Актерам нечего играть. И вот Н. Федорцов старательно щурит глаза. Т. Бедова роняет крупные слезы раскаяния. М. Вертинская проницательно устало-покровительственно улыбается и во время красивых прогулок по ночному Ленинграду в ответ на "бунтарского" Уитмена читает "примиренческого" Тютчева...
Что нового сказали нам о замечательном времени сценаристы В. Аксенов и А. Гольбурт, режиссер М. Ершов?
Что и говорить: тема важная, историко-революционная, герой положительный, масштабный, как сказал замечательный ленинградец Райкин - "надо".
И появился "Хозяин" - иллюстрация к соответствующему параграфу учебника истории. С плохо поставленными массовками (на вокзале, у завода, на бирже), так беспросветно проигрывающими на фоне введенных в фильм документальных стоп- кадров, фотографий того времени. С нарочито комедийными ситуациями, ибо и экзотические сцены в Лавре и банальные «разоблачительные» — у нэпманов наверняка не от хорошей жизни, а для пущей кинематографичности, для заполнения экранной жилплощади...
В фильме полно каких-то досадных несоответствий, смысловых диспропорций.
Ну как же можно было трубить зарю новой жизни Ленинграду (сцена проезда музыкантов на открытом трамвае по предутреннему городу, вся эта симфония пробуждения сделана слишком эффектно, кроме того, это ужо было — трубач, идущий по городу), используя для этого мелодию «народно-эстрадной» песенки— музыкальную тему заблудшей Алены?
Но самый большой художественный перекос «Хозяина» — в его финале, когда в этом вымышленном, насквозь вторичном мире фильма (даже из «Замков на песке» здесь есть изобразительная цитата, не говоря уже о многочисленных цитатах в третьем поколении из целого ряда других историко-революционных фильмов), так вот, когда на экране появляется конкретная историческая фигура и никто иной, как бесконечно дорогой каждому ленинградцу, каждому советскому человеку Сергей Миронович Киров. И снова срабатывает давний, как само кино, штамп: Иван Каюмович, не подозревая поначалу, что разговаривает с Кировым, называет его по-свойски "браток"...
Фильм "Хозяин" снят на ленинградской ордена Ленина киностудии "Ленфильм", славной своими художественными открытиями, своими фильмами, составившими целую эпоху в советском кинематографе. На студии, откуда шагнули в широкую жизнь, как живые, и Чапаев и Максим, и профессор Полежаев, и матрос Бушуев, и недавняя Таня Теткина, и многие многие другие ныне здравствующие киногерои. Не хочется произносить обидный "сильных слов, но все-таки нельзя не сказать, что в том, как подошли авторы фильма и все работники студии, причастные к этой картине, и такой важной и нужной, такой трудной теме «Человек в революции», есть и известная черствость и «хдожественное «неподвижничество».
Важная, общественно значимее тема не ость индульгенция для «абы какого» ее воплощения. Об этом стоит помнить всем кинематографистам. А от работников «Ленфильма» мы ждали и ждем картин, по-настоящему полнокровных, по-настоящему революционных — исторических или современных. Картин, в которых бы пульсировала мысль и билось чувство. На меньшее мы не согласны.
Л. Закржевская
• Хозяин
Киностудия "Ленфильм"
Сценарий В. Аксенов, А. Гольбурт
Постановка М. Ершова
Главный оператор А. Назаров
Художник-постановщик М. Иванов
Композитор В. Чистяков
Советский экран №23 - декабрь 1971 г.