Ракетные катера проекта 1241 - шифр «Молния», по классификации НАТО – Tarantul-class corvettes
Тарантулом в зоологии называют паука. Он — ядовит, его укус смертелен, но, как считается, для человека не опасен. Почему "забугорные" спецы дали такое название нашим ракетным катерам — непонятно. Может, их не особо впечатлил неказистый вид маленьких корабликов? Типа "могут ужалить, но вреда особого не причинят"? Ну-ну, господа. "Молния" — это вернее. Ведь скорость у них — до 38 узлов (70,4 км/час). А полное название: "ракетный катер "Молния" с противокорабельными ракетами "Москит"! Вот так!
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Силуэт ракетного катера проекта 1241
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Изюминка всех видов таких ракет, созданных еще в советское время, заключается в том, что они могут нести и "спецзаряд". Это махонькая ядерная бомба, которая по мощности равна пятку Хиросим.
Итак, представим: подходит к нашим берегам армада кораблей супостата с целью высадить десант или еще какую пакость совершить. А навстречу им со скоростью молнии выскакивают наши "тарантулы", ну, например, штучек десять. И каждый пускает по одной (хотя бы) ракете. Сбить ее довольно хлопотно, потому как она сверхзвуковая, летит со скоростью больше двух "махов" (2М) и на дальность более 120 км. Достаточно одной ядерной боеголовке взорваться в районе корабельного соединения — и все... Хорошо, если кто успеет вовремя дать деру. А то и в плен некого брать будет. Да и в обычном снаряжении "Москит" — не подарок. Даже не взорвавшись, почти четырехтонная ракета такого шуму наделает...
Загрузка ракеты П-15 «Термит» (по классификации НАТО SS-N-2 Styx, Стикс) + Щелкните по рисунку, чтобы увеличить! |
Ракета П-270 "Москит", по классификации НАТО SS-N-22 Sunburn (солнечный ожог) + Щелкните по рисунку, чтобы увеличить! |
Чем же еще вооружены "выведенные" в России "тарантулы", кроме четырех противокорабельных ракет? Например, в носу установлена 76,2-мм автоматическая артустановка АК-176М. Хоть у нее и есть башня, но внутри сидеть не надо — управляется с пульта. Нажал кнопку — бабах! — и несколько кило смертоносного железа полетели в цель, километров на пятнадцать с половиной. И так — от 60 до 120 раз в минуту
В корме стоят еще две 30-мм автоматические артустановки АК-630М. Их еще называют "металлорезками", потому что они буквально как нож масло "режут" на куски вражескую ракету, самолет или корабль. Управление тоже легкое — поймал цель в перекрестие — и ка-а-а-к... А можно и автоматике все доверить. Кому как удобнее...
Корабельная артиллерийская установка АК-176
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Вдобавок ко всему есть еще 12 переносных ЗРК "Игла" и две 10-контейнерные пусковые установки для постановки помех, дабы чужие ракеты не досаждали. Ну и, конечно, на катерах имеется куча всяких радиоэлектронных примочек: радары, навигационные системы, аппаратура связи и прочее.
Ракетные катера нашего флота, к счастью, после второй мировой войны в боях не участвовали. А вот проданные за границу — неплохо повоевали на разных континентах и довольно часто. И потопили они не один крупный корабль, хотя "москитов" у них не было — мы продавали тогда ракеты послабее.
Поэтому недаром сейчас и индийские, и вьетнамские ВМС решили прикупить себе "тарантулов" последнего выводка. Они только отличаются тем, что вместо "москитов" вооружены ракетами "Уран-Э". Штука тоже неплохая: летит на 130 км, но, правда, дозвуковая и без ядерных "сюрпризов". Зато таких на катере ставится аж 16 штук. Тоже, между прочим, неслабо можно шарахнуть. Так что берегись, кто полезет!
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Полное водоизмещение 550 т
Длина 56,9 м
Ширина 10,2 м
Осадка 5,3 м
Скорость максимальная 38-42 узла (в зависимости от модификации)
Экономический ход 13 узлов
Дальность плавания 1700 миль (примерно 2 736 км)
Дальность плавания с дополнительным топливом 2400 мили (примерно 3 862 км)
Автономность плавания ~10 суток, из стандартного рассчета продуктов питания
Экипаж 40-41 человек
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Ракетные катера проекта 1241 строились в 1979-1996 гг. для ВМФ СССР, на экспорт - для дружественных стран. Всего построено около 80 катеров всех модификаций.
Проектирование было начато в 1969 году в ЦМКБ "Алмаз", под руководством сперва Е.И. Юхнина, затем В.Н. Устинова. В 1971 году было представлено два готовых проекта. В 1973 году вышло Постановление Правительства СССР о создании нового большого ракетного катера, с противокорабельным ракетным комплексом "Москит".
Постройкой двух основных модификаций занималось ПО "Алмаз", на трех судостроительных заводах. Индия купила лицензию на производство катеров проекта 1241 на двух верфях в Бомбее и Гоа.
PRETICH.ru
***