Ошибка адмирала Попова
Прислано Pretich April 06 2014 03:17:16

Ошибка адмирала Попова

 

 

Адмирал Андрей Александрович ПоповИстория хранит немало курьезных случаев, когда ученый, государственный деятель или полководец получал известность не по своим делам, а по отдельным ошибкам, порой — скандалам, иногда даже анекдотам. Нечто подобное произошло и с русским адмиралом Андреем Александровичем Поповым. Еще и сейчас, когда разговор заходит о жизни и деятельности этого незаурядного человека, обязательно кто-либо из собеседников заметит:

— А, это тот чудак-адмирал, который строил круглые корабли, «поповки»?..

 

И право же, становится обидно, что из богатой биографии талантливого человека выхватывают один небольшой и далеко не самый яркий эпизод, чтобы по нему судить о творчестве и работе этого замечательного моряка и кораблестроителя, которого академик А. Н. Крылов называл «истинным учителем флота»...

 

Андрей Александрович Попов родился в 1821 году в семье мелкого помещика. Уже в детстве он отличался необыкновенной любознательностью, настойчивостью, страстно любил читать, особенно о моряках. Целыми днями мальчишка мог пропадать на чердаке, куда сваливали старые книги. Перелистывая пожелтевшие страницы, будущий адмирал мысленно путешествовал с экспедициями Беринга, Прибылова, Шелехова, совершал кругосветные плавания на шлюпах «Надежда» и «Нева» под флагами знаменитых мореходов Крузенштерна и Лисянского; вместе с Головниным он открывал новые острова и ел дымящуюся, пахнущую рыбой тюленину на палубе «Востока» и «Мирного», ходил в антарктические походы под командой Лазарева и Беллинсгаузена. А несколько позже бросался на абордаж с матросами Ушакова и Сенявина.

Увлеченность историей российского флота привела Попова в петербургский Морской корпус, по окончании которого его направили на Черноморский флот. Здесь он продолжает настойчиво изучать сложную корабельную науку.

 

В мае 1853 года провокационные действия англичан вызвали разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией. 11 октября началась война. На помощь туркам в пролив Босфор вошла англо-французская эскадра, а 18 ноября произошел знаменитый Синопский бой, в котором русские корабли под командой адмирала Нахимова наголову разгромили вражеский флот. В сентябре 1854 года началась героическая оборона Севастополя, и капитан-лейтенант Попов был назначен офицером особых поручений при Нахимове и Корнилове. С этого дня два прославленных адмирала стали молодому моряку примером для подражания.

 

Осенней ночью из осажденного Севастополя вышел с потушенными огнями пароход-фрегат «Тамань». Искусно лавируя между английскими и французскими судами, он прорвал блокаду и благополучно прибыл в Одессу, блестяще выполнив приказ Нахимова. Командовал «Таманью» А. А. Попов.

Во время осады снятые с кораблей пушки были установлены на береговых бастионах. Так впервые проявился инженерный и изобретательский гений Попова.

В Попове удачно сочетался талант командира и судостроителя. С 1856 года под его руководством и отчасти по его же проектам построено 14 винтовых корветов и 12 клиперов. Вместе с С. О. Макаровым он создавал образцы первых мин — грозного и совершенно нового по тем временам вида оружия.

 

В эту эпоху паровой флот начинает вытеснять парусники. Часто можно было видеть рядом стройные, одетые белыми шелестящими парусами фрегаты и странные парусно-паровые гибриды, у которых между парусами торчали высокие, дышащие дымом черные трубы, а по соседству важные, гордящиеся независимостью от ветра, но еще неказистые пароходы. Приверженцем нарождавшегося парового флота был А. А. Попов.

Затем длительное время, будучи уже вице-адмиралом, Попов командует Тихоокеанской эскадрой, а с 1870 года снова занимается кораблестроением, создает новые типы судов. Построены броненосные крейсеры, спущен на воду первый «круглый» корабль «Новгород», а в 1875 году — немного больший по размерам, но аналогичный по форме «Вице-адмирал Попов».

 

Для защиты входов в Керченский пролив и Днепро-Бугский лиман было решено построить броненосные корабли. А. А. Попов разработал и предложил новый тип круглых броненосных судов с большим водоизмещением и малой осадкой. Впоследствии их назвали «поповки». Что же представляли собой эти «странные» суда?

«Вице-адмирал Попов» — бронированный корабль с круглым корпусом в виде цилиндра диаметром 120 футов, осадкой 12 футов, водоизмещением 3550 т. В башне располагались два 12-дюймовых орудия. Судно имело шесть винтов и двигалось со скоростью 8 узлов.

Попов испытал модель этого судна на воде. Затем сделал паровую шлюпку аналогичной конструкции и после проверки ее мореходных качеств приступил к строительству броненосца.

Вот рождение этого судна и принесло Попову ту «славу», о которой мы говорили вначале. Некоторые специалисты считали и считают сейчас проект «поповки» ошибкой автора.

 

Броненосец береговой обороны "Новогород", Россия, 1873 год

Так называемая "поповка"...

Броненосец береговой обороны "Новогород"

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Так называемая "поповка" круглый корабль

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

А была ли здесь действительно ошибка? С одной стороны, да. Если подходить с точки зрения кораблестроения вообще, тогда главная ошибка Попова заключалась в том, что, увлекшись идеей утолщения брони и увеличения калибра артиллерии, он построил судно, специально предназначенное для того, чтобы выполнять эти условия в крайнем пределе, упустив из виду, что с появлением новых требований (например, скорости, мореходности, плавности качки) подобное судно окажется невыгодным. На крупной волне корабль станет переваливаться, как блин, качаясь во всех направлениях; причем качка из-за большой ширины и малой осадки будет очень стремительной и резкой, что плохо отразится на здоровье экипажа и качестве артиллерийской стрельбы. Круглая форма корпуса и шесть винтов делали судно тихоходным.

 

Но если исходить не из требований, предъявляемых обычно к мореходным броненосным кораблям, а из целевого назначения, предусмотренного во время их проектирования, то «поповки» полностью отвечали этим требованиям, и, следовательно, никакой ошибки не было. Более того, английский ученый-судостроитель Вильям Фруд в письме к Б. Тедерману в ноябре 1875 года сообщал о возможности применения принципа «воздушной смазки» к широким или совсем круглым в плане судам, причем ссылался на форму днища русского корабля типа «поповки». Так что в некотором роде его обводы явились прототипом для современных судов на воздушной подушке.

 

Триумфом Попова был построенный по его проекту первый в истории броненосец «Петр Великий», который вступил в строй в 1877 году.

 

Корабль водоизмещением почти в 10 тысяч т имел четыре 85-миллиметровых орудия в двух башнях. Две паровые машины обеспечивали ему скорость 12,5 узла. Толщина брони колебалась от 75 мм до 356 мм. Вот что писал известный английский судостроитель Е. Рид в газете «Тайме»:

«…Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных ваших броненосцев»...

 

первый русский броненосец Петр Великий

Петр Великий - первый броненосец, или мореходный монитор, Россия.

Заложен в 1869 г. на верфях Галерного острова и первоначально именовался "Крейсер"

Спущен на воду в августе 1872 года уже под именем "Петр Великий"

Достройка окончена в 1877 году

Являлся эскадренным броненосцем, одним из сильнейших в мире своего времени.

21 мая разоружен и переформирован в минный блокшив

18 апреля 1959 исключен из состава судов ВМФ СССР

 

Броненосец Петр Великий, фото

Броненосец Петр Великий, фото

 

После строительства «Петра Великого» Попов выдвинул идею постройки броненосных крейсеров (впоследствии они назывались крейсерами 1-го ранга). Эта идея была тотчас подхвачена многими иностранными государствами. И в основу почти всех зарубежных проектов легли мысли и соображения русского судостроителя.

 

В 1880 году вице-адмирал Попов был поставлен во главе кораблестроительного отдела Морского технического комитета, где и находился почти до самой смерти.

 

Прочитав этот очерк, вы, очевидно, уже не скажете о А. А. Попове: «А, это тот, который строил круглые корабли?» — ибо заслуги его перед Россией неоспоримы.

 

В 1898 году жизнь замечательного адмирала трагически оборвалась.

 

 

И. ПОДКОЛЗИН