Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта Ту-334 для замены Ту-134 началась в АНТК им. А.Н.Туполева в 1988 году. Для экономии средств и сокращения сроков проектирования было решено как можно шире унифицировать конструкцию со среднемагистральным Ту-204.
Первоначально компоновка полностью повторяла Ту-204, но размеры и масса значительно были меньше. Фюзеляж должен был иметь диаметр, как у Ту-204, но значительно короче. Силовая установка должна была состоять из 2 перспективных ТВВД с многолопастными винтами в кольцевом канале. В дальнейшем было решено использовать винтовентиляторные двигатели Д-227 без кольцевого канала, разместив их в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х годов в проектировании находились сразу два варианта: с ТРДД Д-436Т и с ТВВД с толкающими винтами. Вариант с ТВВД предполагал создание самолёта с 4 вариантами компоновки пассажирского салона, с ТРДД - тремя вариантами. Проблемы, связанные с использованием ТВВД вынудили конструкторов полностью сосредоточиться на проекте Ту-334 с Д-436Т.
При создании самолёта использовались современные подходы в проектировании и дизайне пассажирского салона и кабины пилотов. Благодаря эргономичной отделке интерьера, применению шумопоглощающих конструкций, широкому центральноиу проходу и большому шагу кресел Ту-334 получился одним из самых удобных самолётов своего класса. Первый прототип был изготовлен на ММЗ "Опыт" в 1993 году и в начале 1994 года доставлен в ЛИИ им. М.М.Громова. Он впервые продемонстрирован публике на выставке Мосаэрошоу-95. Затем в течение трёх лет шло доукомплектование самолёта необходимым оборудованием. Впервые он поднялся в воздух 8 февраля 1999 года в 12.50 с аэродрома ЛИИ (экипаж лётчика-испытателя А.Солдатенкова). В августе 2003 года в Киеве изготовлен второй прототип. Сертификат типа получен 30 декабря 2003 года.
Серийное производство Ту-334 предполагалось развернуть на Таганрогском авиазаводе, но по ряду причин организовать его там не удалось. В апреле 2002 года началась сборка первой партии на Луховицком авиазаводе, принадлежащем РСК "МиГ" (специально для Ту-334 построен новый цех). В том же году была заложена серия на киевском заводе "Авиант". Предполагается производство и на Казанском авиазаводе. Подписано соглашение с Ираном о лицензионном производстве самолёта в этой стране. В производстве комплектующих участвуют Казанский, Таганрогский и Ульяновский авиазаводы. В июле 2003 года для подвижения самолёта на рынок создано ЗАО "Национальный проект-334". Изготовление первого серийного самолёта ожидается в ноябре 2004 года.
Ту-334 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным хвостовым оперением. Крыло умеренной стреловидности (24° по линии четвертей хорд) с высоким аэродинамическим качеством, с развитой механизацией, оборудовано вертикальными аэродинамическими законцовками. В обшивке крыла применены катанные и прессованные детали длиной до 13 м. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой, оборудовано электродистанционной тормозной системой с автоматическим переключением её на форсированный режим остановки самолёта при прерванном полёте. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-436Т1, размещённых на пилонах в хвостовой части. По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели BR.715 немецкоанглийского консорциума "БМВ-Роллс Ройс". Кабина пилотов аналогична кабине Ту-204. Комплекс пилотажно-навигационного оборудования интегрирует глобальную спутниковую систему определения местоположения (GPS) и инерциальную навигационную систему. Базовая компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810 мм. Возможны различные альтернативные варианты.
В настоящее время изготовлено 5 самолётов Ту-334.
Ту-334-100 - базовый с салоном на 102 пассажира. Первый полёт 8 февраля 1999 года.
Ту-334-100Д - с увеличенной до 4100 км дальностью полёта (проект). Отличается двигателями Д-436Т2 и крылом большей площади.
Ту-334-100М - с увеличенной до 3120 км дальностью полёта (проект). Отличается крылом большей площади.
Ту-334-100С - грузовой (проект). Отличается усиленным полом, большой грузовой дверью в левом борту.
Ту-334-120 - с немецкими двигателями BR.710-48 (проект).
Ту-334-120Д - вариант Ту-334-100Д с двигателями BR.715-56 (проект).
Ту-334-200 - с удлинённым фюзеляжем (проект). Отличается двигателями Д-436Т2. Салон расчитан на 110-126 пассажиров.
Ту-334-200С - грузовой на базе Ту-334-200 (проект).
Ту-334-220 - с двигателями BR.715-56 (проект).
Двигатели Д-436Т1
Взлётная тяга 2х7500 кгс
Габариты:
размах крыла 29,77 м
длина 31,26 м
высота 9.38 м
Площадь крыла 83,226 м2
Масса:
пустого 38,36 т
взлётная нормальная 46,1 т
взлётная максимальная 47,9 т
Запас топлива 10,1 т
Коммерческая нагрузка 11,0 т
Количество пассажиров 92-110 чел.
Крейсерская скорость 800-820 км/ч
Дальность полёта:
с максимальной нагрузкой 1200 км
с коммерческой нагрузкой 9,25 т - 2000 км
с коммерческой нагрузкой 7 т - 3150 км
Практический потолок 11000 м
Длина разбега 1900 м / пробега 1000 м
Экипаж 2-3 чел.
Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 303-307.
Берне Л.П. "Стоместник" выходит на старт. // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 1-3.
Валуев Н. "Туполев" и туполевцы в XXI веке. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 56-59.
Гринюк Д. Первый Ту-334 выходит на испытания. // Крылья Родины. - 1994. - №3. - С. 47.
Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 209-212.
Задача №1 - поднять "пятёрку" в воздух. // Авиация и Время. - 1999. - №2. - С. 2-3.
Ригмант В.Г. В полёте новый российский лайнер. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №4. - С. 1.