В подтверждение приведу ответ А.Никольского в ВИФ (1999 г.):
"Я думаю это не правда. О том, что в начале 90-х гг. 24 МиГ-31 было продано в Китай впервые проанонсировали «западные источники». Самое раннее, что я видел - это 1993 г. Затем эта информация пошла кочевать по другим источникам, хотя те первые, кто это написал (я знаю про Лондонский институт стратегических исследований - IISS) позднее сами признали, что «обознались» - в сегодняшних своих сборниках этого уже нет. Кроме того их нет и в других западных источниках: например в том же «World Military Aircraft Inventory. Teal Group Corp.» никаких МиГ-31 у Китая нет.
Кстати, довольно часто «западные источники» чего-нибудь сообщат, затем через год-два скажут что обознались, но цитировать их многие будут продолжать еще долго :)) Самый свежий пример: «по данным Исследовательской службы конгресса США Россия в 1995 г. заняла первое место в мире по объему заключенных контрактов, обогнав по этому показателю США: 9,1 и 8,2 млрд. долл. соответственно». И в 1996-97 годы этот «вывод о первом месте» сильно цитировался в российской прессе в восторженном тоне а ля «скоро перегоним Штаты», но никто не обратил внимание на то, что:
• во-первых речь шла только о «развивающихся странах», а добавляя сюда «развитые страны» все станет как и должно быть «почетное третье-четвертое место».
• во-вторых через год в следующем докладе данные за 1995 г. для России и США «обменялись местами»: 8,3 и 9,3 соответственно :))) вот такая петрушка. Но об • этом уже тишина в СМИ.
Я думаю, что если это правда, это означает более высокий уровень военно-технических связей России с Китаем, чем в случае продажи Су-27, Су-30 и С-300.
Я думаю, что в начале 90-х годов говорить о «высоком уровне военно-технических связей с Китаем» говорить не приходится: утрированно тогда работала психология - продавать всем кто заплатит. Скорее всего и были переговоры кого-нибудь типа «Воентеха» с китайцами. Позднее с 1993-94 гг. «Росвоор» всех вытеснил и стал монополистом, но отнюдь не типа «что хочу, то и ворочу» - в оформлении контрактов принимало участие куча ведомств (включая и Минобороны, и спецслужбы), думаю, что в случае 24 МиГ-31 Минобороны заблокировало бы контракт и переговоры - вспомнимте как «жестко противились» и МО и многие чиновники и даже думцы передаче лицензии на производство Су-27 Китаю.
Так что скорее всего не было. Если это и было бы, то:
- это явно бы зафиксировали многие «солидные» источники (типа СИПРИ или Исследовательской службы конгресса США)
- это было бы явно раньше 1993-94 гг., но позже 1990-го (первые поставки после трех десятилетнего перерыва), то есть в 1991-92 гг.
- шум стоял бы такой, что не услышать было бы трудно.
НО:
- этого не зафиксировал ни одни «солидный» источник
- а в 1991 г. общий оружейный импорт Китая (не только из России/СССР) был 190-200 млн. долл., что явно маловато для 24 МиГ-31 (если конечно они не были типа «списанных» или излишков, в чем я сомневаюсь, так как китайцы очень привередливы), а в 1992 г. 1,1-1,2 млрд. долл., но львиную долю из них съедают 26 Су-27 и (учитывая, что Китай закупает не только в России) остающихся 100-200 млн. опять маловато, если все делалось официально
- напоследок: не знаю как сейчас (теоретически можно уточнить :))), но в начале 90-х МиГ-31 был запрещен к продаже."
На юбилейном CD "История и самолеты ОКБ МиГ" уточняется:
"Экспортный вариант МиГ-31Э (борт 903) впервые экспонировался в июне 1992 г. на Берлинском авиасалоне ILA-92, затем был участником многих международных выставок.
Интерес к МиГ-31Э проявляли многие страны, но ситуация в России и, отчасти, неграмотная торговая политика привели к тому, что очередь была, да рассосалась. К тому же на поставку военной техники в одну из потенциальных стран-заказчиков (Ирак?) было введено эмбарго на поставку военной техники."
В 1995 г. на 41-м международном авиасалоне в Ле Бурже АНПК «МИГ» представило проект еще одной модификации МиГ-31 - многоцелевого фронтового истребителя МиГ-31ФЭ с доработанной системой вооружения и новым оборудованием. Из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС фирма Микояна предложила его Китаю и Индии. Однако многоцелевой вариант МиГа, названный журналистами МиГ-31БМ (31Б, доработанный до 31М), заинтересовал и российские ВВС. По словам Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ будут дорабатываться практически все самолеты МиГ-31.
Позднее сообщалось, что "именно опыт Югославской войны показал, что за МиГ-31 - экспортный потенциал. Китай, например, выбрав несколько лет назад маневренный Су-27, теперь снова обращает внимание на МиГ-31".
Тем не менее МиГ-31 Китаем пока не закупается...
***