Полная версия материалов о танке Тигр с фотографиями и четрежами и прочим здесь (английский язык).
Немецкая промышленность начала разработки тяжёлых танков ещё в 1937 г., однако основными танками стали средние PzKpfw III и IV. Но когда немецкие танки столкнулись с советскими Т-34 и КВ-1 в 1941 году, стало очевидным, что тяжёлый и хорошо бронированный танк необходим. В конце концов, промышленности был дан заказ на разработку подобного танка с требованиями; вес не более 45 тонн, 88-мм орудие, мощной бронёй, скоростью, манёвренностью, проходимостью. Фирма Порше первой начала разработку, но столкнулась с серьёзными трудностями. Фирма Henschel тоже начала разработку своей собственной модели под руководством Д-р Erwin Aders - Эрвин Адерс (1881-1974). Он использовал чертежи и наработки из своих предшествующих работ по тяжёлым танкам. Обе фирмы должны были предоставить прототипы своих машин на смотр Гитлером в Rastenburg в его день рождения - 20 апреля, 1942 г. Танки Порше и Henschel были представлены на испытания, и несмотря на дружбу Фердинанда Порше с Гитлером, танк Henschel выиграл конкурс, в основном благодаря своей маневренности и тем, что был гораздо ближе к завершению.
Д-р Erwin Aders "отец" Тигров
Госзаказ был сделан и в августе 1942 г. началось производство Тигров. Первоначальный темп составлял около 25 машин в месяц и достиг максимума в 104 машины в месяц в апреле 1944 года. Изготовление одного Тигра требовало 300,000 человеко-часов, столько же, сколько требовалось на изготовление почти двух Пантер.
Средняя стоимость Тигра была 250,000 рейхсмарок. Для сравнения, PzKpfw III стоил 96,200 рейхсмарок, PzKpfw IV 103,500 рейхсмарок, и PzKpfw V Panther 117,000 - все эти цифры без вооружения и радиооборудования. В 1941 г. Тигры стоили $100,000 долларах США. С учетом инфляции, сегодня Тигр должен стоить приблизительно $1,282,051. Для сравнения, сегодня современный американский танк M1A1 Abrams стоит $4,300,000.
Новый танк получил официальное название Panzerkampfwagen VI H (88mm) (SdKfz 182) Ausfьrung H1. Проектная программа известна как Tigerprogram и в марте 1942 г. танк начал, называться Тигром.
Ранние этапы производства Тигров
Тигры могли бы быть сильнейшими танками в мире, если б не было советских КВ-1. 88-мм пушка была чрезвычайно мощной и мощная броня была почти не пробиваемой. Но боевой дебют оказался не столь впечатляющим.
Первые четыре Тигра, в августе1942 были отправлены на испытания в Ленинградскую область. Они застряли в болотистой местности и были разбиты советской артиллерией (три танка позже были восстановлены, один захватили войска Красной Армии). Несмотря на плохое начало, работа продвигалась, новыми танками оснащались танковые части, обучался персонал. К концу 1942 г., части оснащённые Тиграми были в России, Африке, и Италии. Центры подготовки располагались в Германии и во Франции. Тигры должны были составлять десять тяжёлых батальонов танков Heer, один учебный батальон, три тяжелых батальона SS, и танковый дивизион Grossdeutschland. Несколько иных формирований получали ограниченное количество Тигров.
Тигр дивизии Das Reich, прикрывающий противотанковый расчёт, Курск,1943
Тигры оставили впечатление в России в течение 1943 и 1944 гг. Они уничтожили много советской техники и живой силы. В Северной Африке и Италии у Тигров был ошеломляющий успех, они создавали мощную психологическую поддержку другим войскам и армиям своих союзников. 1-го февраля 1943 г., британцам достался неповреждённый Тигр и они произвели по нему опытные стрельбы, которые ввергли их в уныние - ни одна противотанковая пушка англичан не пробивала Тигр в лоб с обычных (реальных) дистанций. Здесь следует упомянуть, что советская 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года легко пробивала броню Тигров, в том числе и лобовую. Не говоря уж о 122-мм и 152-мм гаубицах, которые срывали башни Тигров с погон, дробили бронекоруса пополам! Орудия же танков Т-34-85, ИС-2 и самоходок СУ-100 и СУ-152 уничтожали Тигров на любой дистанции в любое место.
Влияние Тигров на войска союзников (Англии и Америки) было столь сильным, что продило Тигрофобию (Tigerphobia), и британский генерал Монтгомери запретил упоминание о Тиграх вообще, в частности запрешались крики, наподобие: "Немецкие танки прорвались", "Внимание, атакуют немецкие танки" и т. д. Возможно славу Тиграм принёс знаменитый командир SS Obersturmfьhrer Michael Wittman, в Нормандии, где он уничтожил целую колонну из 25 танков, 14 танкеток и 14 артиллерийских тягачей за несколько минут одним Тигром. В Нормандии и в целом по Франции Тигры применялись в основном как средство обороны, тут сыграла роль неблагоприятная для немцев воздушная обстановка. Это же экономило столь дефицитное в Германии топливо, так как Тигр потреблял его много. Так же сохранялась материальная часть машин.
Майкл Виттман, оберштурмфюрер СС с экипажем перед своим Тигром
Всю войну самой большой слабостью Тигров было слабое обеспечение запасными частями. Если профилактика часто не выполнялась, то передача вскоре выходила из строя из-за большого веса машины. В результате было много брошенных или уничтоженных танков своими же экипажами, если поломка оказывалась значительной. Ремонт Тигров был серьёзной проблемой, даже буксировка повреждённого Тигра была проблемой. Катки расположенные в шахматном порядке тоже служили причиной проблем, когда между ними застревали осколки или же простая замёрзшая грязь, тогда катки клинило. В таких случаях, если боевая обстановка требовала, жертвовали гусеницей и порой просто оставляли вмороженный танк на произвол судьбы. Размер и вес танка были его другой слабостью. Множество мостов не могли его выдержать, дороги, которые он быстро разбивал и делал непроходимыми, зачастую были для него узкими. Приходилось заранее специально разведывать и мосты и дороги, была даже специальная машина которая своими размерами соответствовала Тигру, она как бы калибровала на проходимость дороги. Не меньше проблем возникало при перевозке Тигров железнодорожным транспортом.
Замена катков и гусениц на Тигре
Использование подъёмного крана для замены зубчатого ведущего колеса
У Тигра было две сильные вещи - мощная пушка и толстая броня. 88-мм основная пушка KwK 36 L/56 была наиболее сильной противотанковой пушкой в германской армии, она пробивала 112-мм броню на дистанции 1400 метров. У Тигра была наилучшая броня из всех немецких танков. Прокатная гомогенная никелево-стальная плита имела наилучший уровень твердости гомогенной брони любого немецкого да и Англо-американского танка, она была прочной и менее хрупкой. Броня советских танков была тоньше, но крепче. Не случайно немецкие конструкторы пытались компенсировать качество брони её толщиной, что вело к неслыханному весу машины (68 тонн у Королевского Тигра!). Артиллеристы иногда были просто беспомощны, когда их снаряды отскакивали от брони Тигра. Тигры были достаточно манёвренны для своего веса и размера, он был лиш на 2 км/ч медленней чем Танк III и Panzer IV.
Тигры в русских лесах, после 1943 г., около города Бердичев
PRETICH.ru
***
|
Танки Тигр среднего периода производства
Тигры - уже имеют стандартную проектную башню, более низкую и с меньшей командирской башенкой, обрезиненные катки всё ещё сохраняются
Тигр Camo с новой командирской башенкой с люком сдвигающимся вбок. У него катки всё ещё ранней модели. По отсутствию фильтров Feifel можно датировать эту машину декабрём 43-го или чуть позже
Другой Тигр camoflaged средний-промышленный пример с muzzlebrake и кожух МГ, на месте
Хорошо видна переделанная командирская башенка
Это - интересный образец. У него есть двойные фары, которые были поэтапно убраны в конце августа 43-го. Тем не менее танк покрыт специальной цементной пастой (Zimmerit anti-magnetic paste), которая была введена в начале августа 43-го (как попытка противостоять советским кумулятивным снарядам)
PRETICH.ru
|
Последние Промышленные Тигры
Последние Тигры легко определяются их стальными колесами....
Стальные колеса на последних Тиграх ясно видны. Интересно, что эта машина s.Pz.О. 505 несёт большое бревно на борту корпуса, используемое для преодоления труднопроходимых мест, где Тигры зачастую намертво вязли.
Этот рисунок показывает стальные колеса, а также monocular - смотровое устройство вправо от пушки (прицел). Это также показывает зазубренные расширения корпуса на внешней стороне где кабель буксира подсоединяется. Эти были зазубренным появились в январе 1944 г.
На этой фотографии показано, как по мере приближения краха Германии промышленность упрощала производимую ими продукцию. Здесь уже нет защитных кожухов над гусеницами.
На танке полускрытом за машиной-амфибией Schwimmwagen, виден прицел пушки (monocular) введённый в марте 44-го.
На этой фотографии Тигр последних модификаций камуфлированный листвой. Видно, что для увеличения дальности хода германские конструкторы не выдумали ничего лучшего, как разместить за башней обычную 200 литровую бочку с горючим.
На этой модели с зачехлённым орудием так же не установлены, хотя и предусмотрены, защитные кожухи гусениц.
Укрывавшись в лесу за деревьями, экипаж отдыхает.
Проекции танка Тигр
PRETICH.ru
|
В июне 1940 г., вышел общий приказ об окраске всех танков в единообразный тёмно-серый (Dunklegrau) цвет. Этот приказ был ещё в силе, когда Тигры начали поступать в войска, в августе 1942 года, таким образом первые Тигры были окрашены в тёмно-серый цвет.
В областях где зимняя маскировка была необходима, экипажи использовали белила (порою простую извёстку). Весной эти белила легко смывались. Это было скучной, повседневной работой.
В феврале 1943 г., вышел приказ об изменении окраски. Экипажи машин получили банки с красно-коричневой (Rotbraun) и тёмно-оливковой зелёной (Olivgruen) красками, чтобы самостоятельно произвести окрашивание своих машин по утверждённым образцам.
Некоторые тигры были покрыты Zimmerit anti-magnetic mine, которую стали использовать с июля 1943 г. Эта паста была представлена в recognizable grooved образцах. Её наносили на поверхность брони и поверх красили утверждёнными цветами. Машины покрытые Zimmerit явную грубую, неровную поверхность.
Маскировочные образцы менялись от модели к модели, также как и размещение знаков и номеров на машинах. некоторые образцы камуфлирующей окраски приведены ниже.
Все иллюстрации Jean Restayn. Особая благодарность М-р.Restayn который любезно позволил использование своих красивых иллюстраций
Schwere Pz. Abt. 502, Август 1942
4./SS Pz. Rgt 1, Февраль 1943, Харьков
Schwere Pz. Abt. 502, Февраль 1943
Schwere Pz. Abt. 504, Март 1943, Тунис
4./SS Pz. Rgt 1, Апрель 1943, Харьков
Schwere Pz. Abt. 505, Июнь 1943
13./Pz.Rgt. Grossdeutschland, Июль 1943
13./SS Pz. Rgt 1, Июль 1943, Операция "Цитадель" (Operation Zitadelle)
Schwere Pz. Abt. 502, Сентябрь 1943
Schwere Pz. Abt. 504, Июнь 1944, Италия (покрытие Zimmerit anti-magnetic)
2./Schwere SS Pz. Abt. 101, Июль 1944, Нормандия (покрытие Zimmerit anti-magnetic)
3./Schwere SS Pz. Abt. 101, Июль 1944, Нормандия (покрытие Zimmerit anti-magnetic)
9./Pz. Rgt. Grossdeutschland, Сентябрь 1944 (покрытие Zimmerit anti-magnetic)
Tiger Gruppe Fehrmann, Апрель 1945
PRETICH.ru