Знаете ли вы, что значит по-итальянски: «Nuovo Regio DucaleTeatro di Santa Maria alla Scala»? Так назывался театр, торжественно открывшийся в Милане 3 августа 1778 года.
Вы видите афишу первого спектакля — опера Антонио Сальери «Признанная Европа», специально написанная для этого случая. Программу дополняли два балета «Пафио и Мирра» (также Сальери) и «Успокоенный Аполлон» Де Беллу. Фактически это был бенефис 28-летнего композитора, горячего приверженца школы Глюка, требовавшей от оперы «простоты, правды и естественности».
Вот как отзывался о премьере «Признанной Европы» современник: «Глаза всех заняты и слух не скучает от однообразия. В то время, как ожидаешь начала, вдруг раздается сильный удар грома и яркие молнии прорезают небо. Это сигнал для оркестра. Начинается увертюра. Поднимается занавес, и зритель видит бушующее море, с огромными волнами борется корабль. Постепенно буря утихает, светлеет небо. С корабля, приставшего к берегу, сходят актеры. Хор с солистами начинает действие. На сцене есть все — массы воинов, 36 лошадей, выстроенных в ряд, триумфы, сражения, пожары — как в латерна магика. Какое-то фантастическое представление, составленное из разных, мало подходящих друг к другу кусков, и, тем не менее, внимание зрителя все время приковано к сцене...»
Оформляли спектакль братья Бернардино и Фабрицио Галлиари, основатели школы итальянской сценографии, из которой вышли Канна, Ландриани, Санквирико — самые знаменитые декораторы начала XIX века. Все сверкало переливами красок, играло контрастами света и тени, поражало воображение сценическими превращениями.
Спектакль продержался в репертуаре недолго, но название его оказалось пророческим. Аллегорическая драма из крито-финикийской жизни стала первой в том блистательном ряду спектаклей, которые привели миланский театр к признанию не только европейскому, но и всемирному.
Так начинал свою славную жизнь театр «Nuovo Regio Ducale Teatro di Santa Maria alia Scala», впоследствии сменивший свой пышный титул на короткое — «La Scala».
PRETICH.ru
***