Иоганн Себастьян Бах |
Герман Карл Кейзерлинг |
На одном из портретов — Иоганн Себастьян Бах. На другом — Герман Карл Кейзерлинг, дипломат, представитель российского правительства в Дрездене. В истории русской дипломатии XVII века это имя не стало одним из значительных, но зато оно вошло в историю музыки. Приятель диктатора-временщика Бирона, остзейский барон Герман Кейзерлинг в 1733 году был назначен президентом Петербургской академии наук. Президентствовал Кейзерлинг недолго — высокий ученый пост сменился статусом российского посла в Дрездене. «И вот здесь его образованность в области искусства и музыки обернулась благодетельной стороной для судьбы Баха», — пишет советский исследователь жизни и творчества гениального композитора С. Морозов. Непредвидимы пути фортуны.... Сорокалетний посланник с первых же встреч с лейпцигским кантором и его музыкой стал искренним почитателем Баха, если не сказать — другом. Бах встречался с Кейзерлингом в опере, в кругу дрезденских музыкантов, в доме самого русского посла. По-видимому, влияние Кейзерлинга на короля-курфюрста Фридриха-Августа было значительным. Во всяком случае, когда в 1736 году Бах послал ко двору свою старую просьбу о звании, всего месяц спустя дрезденские друзья вызвали его в столицу. Декрет о звании был подписан. Отныне Бах именовался так: Compositeur, bei Dero Hofkapelle. Это звание оказалось первым признанием музыканта-виртуоза, кантора, капельмейстера в качестве композитора. Королевский декрет вручил Баху Герман Кейзерлинг, русский посол.
С Кейзерлингом связан еще один интересный эпизод в твооческой биографии Баха. В начале 1740-х годов он попросил композитора написать несколько клавирных пьес для своего домашнего музыканта Готлиба Гольдберга. Судя по документам, этот юноша был учеником сына Баха, Фридемана, и, возможно, даже брал уроки у Баха-отца.
Граф Кейзерлинг сказал Баху, что страдает бессонницей и хочет, чтобы Гольдберг в соседней комнате играл в такие часы приятные мелодии. Не доводилось еще Баху выполнять подобные заказы, но он соглашается. Так родился большой цикл виртуозных пьес, создающий, как хотел того Кейзерлинг, состояние «тихого и радостного утешения». Цикл составляют «Ария с тридцатью вариациями для клавира или клавицимбала с двумя мануалами». Это произведение вошло в историю музыки как «Гольдберговские вариации». В бессонные ночи Кейзерлинг говорил: «Любезный Гольдберг, сыграй мне одну из моих вариаций». Архивные документы вносят поправку в эту трогательную историю. «Любезному Гольдбергу» едва исполнилось тогда пятнадцать лет. При всей талантливости он вряд ли без усердной подготовки мог осилить пьесы виртуозной трудности. Как бы то ни было, русский посол своим заказом обессмертил само имя юноши-чембалиста Иоганна Теофила Гольдберга. Этот ученик отца и сына Бахов стал впоследствии незаурядным музыкантом и руководителем Дрезденской капеллы.
Кейзерлингу так понравилось произведение, что Бах получил непривычно внушительный гонорар: золотой кубок со ста луидорами. Назвав цикл «Моими вариациями», Кейзерлинг, однако, позволил Баху издать его.
PRETICH.ru
****