Ребенок-агрессор?
Не слишком ли эмоциональное слово вынесено в название книги? Непослушное чадо и понятие, которое ассоциируется с нападением, насилием... Однако ваш ребенок вовсе не ангелочек с почтовой открытки. Это он впадает в истерику, ломает игрушки, проявляет враждебность, которая становится истоком многих драм и даже трагедий. Родители, столкнувшись с яростным сопротивлением ребенка, часто пребывают в растерянности, в смятении, в испуге. Так ли просто услышать от дитятки: "Я тебя ненавижу!"
Книга, которую вы держите в руках, позволяет многое понять и исправить. Она дает возможность увидеть события в ином освещении. Наконец, разобраться и в себе самом, в своих родительских чувствах. Ребенок вовсе не зверь. Он наделен инстинктивными импульсами, обуреваем страстями, отстаивает свой такой хрупкий и не устоявшийся мир. Да, в стремлении утвердить собственную личность чадо обнаруживает гнев, ярость, разрушительность. И это наше кровное существо, единственное, любимое... Однако понимаем ли мы мотивы детских поступков, спонтанных реакций?
Во времена Шекспира ребенка не выделяли из взрослого мира. Ему шили такой же камзол, только меньшего размера. Приучали к мужественности, но совершенно не догадывались о специфике детской психики. Когда появились романы Диккенса, детям стали подавать милостыню. Дети казались кроткими и готовыми к добрым поступкам. Только в нашем веке заговорили о немотивированной преступности, о деструктивности человеческого поведения, об отчужденности детей.
Агрессия — слово многозначное. Можно говорить о непреднамеренной, игровой агрессии. Об агрессии как самоутверждении. Вот почему эта книга — о специфически человеческом.
Павел Гуревич,профессор, академик Академии гуманитарных исследований |