Словно гигантские стальные кроты вгрызаются в толщи каменного угля высокопроизводительные шахтные машины — горные комбайны. Добытый с их помощью уголь доставляется затем конвейерами и электровозами. Подъем угля, как говорят шахтеры, на-гора осуществляется скипами и клетями.
А теперь представим себе, сколько еще будет «путешествовать» вынутый на-гора уголь, прежде чем он попадает, например, на тепловую электростанцию — ТЭЦ. Десятки самых разнообразнейших машин и механизмов будут обслуживать «путешествующий» уголь. Даже перечислить их все здесь невозможно.
Но вот уголь доставлен на склад ТЭЦ. Специальные машины — подъемные краны разгружают его и подают в котельные. Там уголь также подвергается обработке — специальные машины, шаровые мельницы размалывают его в мелкую пыль, которая и вдувается вместе с воздухом в топку.
Мы проследили за процессом транспортировки угля от забоя до топки ТЭЦ, и теперь можем сказать, что этот путь сложен и дорог.
А нельзя ли упростить и удешевить его транспортировку? Оказывается, можно! С этой задачей успешно справились конструкторы проектного института «Укргипрошахт». Они предложили транспортировать уголь по трубопроводам.
Сейчас на западе Украины — во Львовско-Волынском угольном бассейне ведутся работы по сооружению первого в Советском Союзе подземного углепровода длиной в 62 километра. Он вступит в строй в 1962 году и соединит Нововолынские шахты с самой мощной тепловой электростанцией в Западной Украине — Добротворской.
Углепровод — это целый комплекс сложнейших инженерных сооружений, которые обеспечат полную автоматизацию транспортировки угля. Как же он будет, например, транспортироваться на Добротворскую ТЭЦ?
[img]https://pretich.ru/24/4-15-absolut-russian-site-1987-ussr-now.jpg[/img] is not a valid Image.
На Нововолынсних шахтах уголь специальными дробилками будет размельчаться и смешиваться с водой. Мощные насосы полученную таким образом своеобразную «угольную пульпу» погонят затем по трубопроводам к потребителю — электростанции...
На приемном пункте электростанции уголь отделят от воды, просушат и после этого подадут в топку котлов.
Транспортировка угля с помощью углепроводов будет обходиться в пять раз дешевле, чем перевозка его по железной дороге. Такой углепровод, кроме того, сможет высвободить для нужд народного хозяйства несколько десятков тысяч вагонов в год.