Тема: PRETICH.ru :: Географические открытия

Прислано Pretich 27-09-2016 04:15
#4

ПОИСК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПУТИ


АНГЛИЙСКИЕ ЗАОКЕАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ДЖОНА КАБОТА
(1497-1498 ГГ)


Генуэзец Джованни Кабота был моряком и купцом, ходил на Ближний Восток за индийскими товарами, побывал даже в Мекке, расспрашивал арабских купцов, откуда они получают пряности. Из неясных ответов Кабота заключил, что пряности “родятся” в каких-то странах, расположенных далеко к северо-востоку от “Индии”. А так как Кабота считал Землю шаром, то сделал логический вывод, что далекий для индийцев северо-восток - родина пряностей, является близким для итальянцев северо-западом.
В 1494 г. Кабота переезжает жить в Англию, где его начали звать на английский манер Джоном Каботом. Бристольские купцы, получив известие об открытиях Колумба, снарядили экспедицию и поставили во главе ее Д. Кабота. Английский король Генрих VII письменно разрешил Каботу и его трем сыновьям “плавать по всем местам, областям и берегам Восточного, Западного и Северного морей...”, чтобы искать, открывать, исследовать всякие острова, земли, государства.
Осторожные бристольские купцы снарядили только один небольшой корабль “Мэтью” с 18 чел. 20 мая 1497 г. Д. Кабот отплыл из Бристоля на запад, чуть севернее 52о с.ш. Утром Кабот достиг северной оконечности о. Нью-Фаундленд. В одной из гаваней он высадился и объявил страну владением английского короля. Затем Кабот двинулся на юго-восток, дойдя приблизительно до 46о30 с.ш. и 55о з.д. В море он увидел большие косяки сельдей и трески. Так была обнаружена Большая Ньюфаундлендская банка (более 300 тыс. кв. км) - один из самых богатых в мире районов рыболовства. И Кабот взял курс на Англию.
Кабот правильно оценил свою “рыбную” находку, объявив в Бристоле, что теперь англичане могут не ходить за рыбой в Исландию, а в Англии решили, что Кабот открыл “царство великого хана”, т.е. Китай.
В начале мая 1498 г. из Бристоля вышла вторая экспедиция под начальством Кабота - флотилия из 5 судов. Предполагают, что Д. Кабот умер в пути и начальство перешло к его сыну Себастьяну Каботу.
О второй экспедиции до нас дошло еще меньше сведений, чем о первой. Несомненно лишь то, что английские суда в 1498 г. достигли Северо-Американского материка и прошли вдоль его восточного побережья далеко на юго-запад. С. Кабот повернул обратно и вернулся в Англию в том же 1498 г.
О больших географических достижениях второй экспедиции Кабота мы знаем не из английских, а из испанских источников. На карте Хуана Ла Косы нанесена далеко к северу и северо-востоку от Эспаньолы и Кубы длинная береговая линия с реками и рядом географических названий, с заливом, на котором написано: “море, открытое англичанами” и с несколькими английскими флагами.



ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ФРОБИШЕРА

Первым, после отца и сына Каботов, возобновил поиски прохода с целью дойти до Китая, обогнув с севера Америку, морской офицер Мартин Фробишер. Снаряжены были три судна (пинаса и два барка).
В июне 1576 г., обогнув Шотландию, и 11 июля под 61о с.ш. высокую покрытую снегом Землю Фрисланд (Гренландию), пинаса со всей командой погибла, а один барк дезертировал.
Несмотря на это, Фробишер с командой в 23 чел. продолжил плавание. Он обогнул южную оконечность Гренландии и взял курс на запад с уклоном к северу. 20 августа у 63о с.ш. и 64о з.д. он высадился на островок, а затем проник в узкий залив и назвал его проливом Фробишера. Он прошел мнимым проливом на северо-запад 60 миль, имея с правой руки - Азиатский материк, отделявшийся от американской суши по левую руку.
“Американская суша” Фробишера - это юго-восточный полуостров Баффиновой Земли, до настоящего времени называемый Мета-Инкогнита (“Неведомая цель”): - такое условное секретное название дала королева Елизавета, которая сочла “со слов Фробишера”, этот участок суше за подступ к Азии. А лежащий к северу “азиатский материк” Фробишера - это выступ той же Баффиновой Земли, называющейся теперь полуостровом Холл.
В заливе Фробишер встретил смуглых людей с длинными черными волосами, широкими лицами и плоскими носами, похожими на татар. Их сходство с татарами стало дополнительным доказательством того, что он достиг Азии. Моряки с берега приносили растения и камни, среди которых был черный с желтыми вкраплениями, принятый Фробишером за золотую руду. Эскимосы заводили немой торг с матросами. Так однажды пропала лодка с 5 матросами.
С поредевшей командой и без лодки Фробишер не рискнул двинуться дальше и вернулся в Англию, чтобы сообщить там о своем двойном “великом” открытии: пролива в Тихий океан и золотой руды.
Захватив с собой эскимоса, Фробишер в конце августа поднял паруса и 2 октября вошел в Темзу. По прибытии корабля, образовалась “Катайская компания”, получившая большие привилегии. Елизавета внесла наибольший пай, снарядила за казенный счет корабль 200 т. В экипаж судов из 140 чел. входили солдаты и рудокопы. Большой корабль должен был с грузом золотой руды немедленно вернуться в Англию, а Фробишер с двумя барками должен был продолжать исследования пролива и пройти в “Катай” или в крайнем случае далеко на запад, дойдя до “Американской суши”, чтобы удостовериться, что он находится в другом океане.
19 июля 1577 г. англичане не раз высаживались на берег. Из-за льдов Фробишер не мог или не хотел форсировать “пролив”. Он спешно наполнил трюмы судов “драгоценным грузом” (более 200 т. камня) и 23 сентября уже был в Англии. “Золотая лихорадка “ охватила Англию после того, как “ученая” комиссия установила будто в руде действительно много золота и “пролив” Фробишера ведет в “Катай”.
30 мая 1578 г. под начальством Фробишера вышли на запад 15 судов - больших и малых (военных и грузовых), чтобы основать колонию и построить крепость у “пролива”, немедленно приступить к добыче золота и с малыми судами продолжить исследование “пролива” и дойти до “Катая”.
У входа в пролив, забитый льдами, один большой корабль столкнулся с айсбергом и затонул. Экипаж с трудом спасся. Остальные суда, рассеянные бурей и отброшенные на юг, попали в настоящий широкий, свободный от льдов, пролив, за которым было видно свободное море, Фробишер повел их на северо-восток и открыл проход между полуостровом Мета-Инкогнита на западе и группой небольших островов на востоке. Теперь даже в его глазах Мата-Инкогнита не могла быть материком, т.к. находилась между двумя проливами: одним настоящим - на юге (Гудзонов пролив) и другим мнимым - на севере (пролив Фробишера).
У моряков возникло представление о наличии большого архипелага на северо-западе океана. Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную Гренландию, положил начало открытию Баффиновой Земли и входил в широкие проливы (Девисова и Гудзонова), он внес большую путаницу в карты северо-западной Атлантики и до начала XYII в. картографы называли Гренландией не один, а целых четыре острова, существующих и выдуманных.
Но Фробишер первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что айсберги при таянии дают пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они “рождаются” на суше и сползают в море как альпийские глетчеры сползают в горные долины.
Фробишер не построил крепости у “прохода”, позже он оправдывался, что во время бури погибло много строительных материалов. Трюмы были наполнены “золотой рудой” и флотилия двинулась обратно. Буря рассеяла суда и они поодиночке вернулись в разные английские порты. При разгрузке образцы руды попали во многие руки, в т.ч. и к любопытным частным специалистам. Но даже самый лучший из них не смог обнаружить в той руде ни крупинки золота. Величайшее английское заокеанское предприятие XVI в. закончилось величайшим крахом. Mета-Инкогнита оказалась не материком, а островом, “пролив” Фробишера - заливом, в “золотой” руде не было золота.
После этой неудачи Фробишер навеки простился с Севером. Он последовал примеру пирата Дрейка - искал и находил драгоценные металлы в трюмах испанских кораблей, идущих из “Западной Индии” в Испанию. Затем он командовал одним из кораблей, высланных Англией против Испанской “Непобедимой армады” и был убит у берегов Франции при нападении на Брест во время войны Генриха IV Бурбона против католической лиги.

ПЛАВАНИЯ ГУДЗОНА В 1607-1608 ГГ.

В 1607 г. купцы английской торговой “Московской компании” приняли на службу малоизвестного пожилого капитана Генри Гудзона, лондонского жителя. За их счет он снарядил парусник в 80 т. с командой в 12 чел. и на этом судне Гудзон собирался пройти в Японию прямо через Северный полюс.
1 мая 1607 г. Гудзон вышел из устья Темзы и в июне, двигаясь при очень благоприятных ледовых условиях вдоль восточного берега Гренландии, достиг у 73о с.ш. того выступа, который позднее был назван Землей Гудзона. И в конце июня он увидел остров, принятый им за Новую Землю. На самом же деле это был западный Шпицберген, называвшийся русскими поморами Грумант. Встретив непроходимые льды, Гудзон повернул обратно и у 71о с.ш. открыл небольшой одинокий остров с двумя вершинами, названный им “Зубцами Гудзона”.
Через 4 года остров вторично открыл голландский капитан Ян Майен, который дал ему свое имя, закрепившееся на картах.
В середине сентября 1607 г. Гудзон вернулся в Лондон. Кроме больших географических достижений, его плавание имело и важное практическое значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого Океана, теперь называемой Гренландским морем. Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Но купцы “Московской компании” были недовольны, т.к. прямое задание - достичь через Северный полюс Японии - не было выполнено (но на парусном судне оно и не выполнимо).
И все-таки купцы в следующем году вторично послали Гудзона в моря Дальнего Востока северо-восточным путем, увеличив команду на 2 чел. Гудзон на этот раз взял с собой сына, как делал это и в последующих плаваниях.
22 апреля 1608 г. Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-западного берега Новой Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни пробиться через Карские Ворота на восток в Карское море и ни с чем вернулся на родину.
25 марта 1609 г. Гудзон снова вышел из залива Зейдер-Зе на север, обогнув мыс Нордкап, достиг Баренцевого моря 72о с.ш., встретил та тяжелые льды и под давлением недисциплинированной команды вынужден был отступить и повернуть на юго-запад. В этом направлении он, выдержав сильный шторм, пересек Северную Атлантику, подошел к американскому берегу у 44о с.ш. и начал поиски прохода в Тихий Океан. От залива Мэн вдоль берега к югу за 36о с.ш. не нашел прохода и повернул на север.
Гудзон напрасно заходил в заливы Чесапаикский и Дела Бэр, а у 40о30 с.ш. обнаружил бухту, которую принял сначала за вход в желанный пролив. Но он оказался устьем “Большой Северной реки”, как назвал ее Гудзон, открытой Веррациана. Гудзон поднялся по ее течению почти на 200 км и, отчаявшись в попытке найти пролив или собрать хотя бы сведения о нем, спустился к морю и вернулся в Европу.

ОТКРЫТИЕ ГУДЗОНОВА ЗАЛИВА И ГИБЕЛЬ ГУДЗОНА

17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондонского порта. От Исландии Гудзон перешел к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнув южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета-Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем закончил открытие всего северного побережья Лабрадора.
2 августа с 63о20 с.ш. показалась земля, которую Гудзон принял за выступ материка. На следующий день перед моряками открылось широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда спокойное море.
3 августа 1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: “Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа в пролив с южной стороны я назвал Вулстенхолм”. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 км, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон якобы высадил на берег моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53о с.ш. судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях.
В середине июня следующего 1611 г. судно спустили на воду и через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение. 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника штурмана и еще шесть человек верных капитану и оставили их на произвол судьбы - без оружия, без продовольствия.
К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: “Большая Северная река”, открытая до него, названа его именем - рекой Гудзона; пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым морем.

ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕВИСА

Мечта найти северо-западный проход все еще владела английскими умами. Лондонские улицы решили на пользу отечества снарядить корабли с единственной целью - открыть морской проход в Индию. Они приобрели два судна водоизмещением в 35 и 50 т. с экипажем всего в 42 человека. Во главе экспедиции был поставлен Джон Девис.
Во второй половине июля 1585 г. Девис достиг юго-восточной окраины Гренландии. Но картографическая путаница, внесенная Фробишером, была так велика, что Девис не признал Гренландии. Он повернул на юго-запад и через несколько дней потерял из виду эту “Страну Отчаяния” (Десолейшн).
В начале августа Девис повернул в море, тогда свободное ото льда, и двинулся на северо-запад. Пройдя 600 км, он пересек Девисов пролив и достиг на западе суши у 66о40 с.ш. Пройдя на северо-запад страны около 200 км, Девис видел на берегу эскимосов. Он пришел к выводу, что нашел северо-западный проход и 30 сентября 1585 г. вернулся в Англию с этой приятной вестью.
7 мая 1586 г. Девис на четырех судах отправился в залив Гилберта и на этот раз убедился, что его “Страна Отчаяния” является частью Гренландии. На широте 54о15 с.ш. он решил, что нашел вход в “пролив, ведущий прямо на запад” (залив Гамильтон), но не исследовал его из-за противного западного ветра. В сентябре после гибели двух моряков Девис повернул на родину, куда прибыл 14 октября.
И снова, уже в третий раз, летом 1587 г. Девис вошел в залив Гилберта. Он оставил там два больших судна для зверобойного промысла, а сам на малом судне продолжал поиски Северо-Западного прохода. Он прошел вдоль гренландского берега далеко на север, до 72о12 с.ш., а отойдя от берега - до 73ос.ш. Когда льды остановили его, он повернул на юго-запад и в середине июля достиг Баффиновой Земли. 2 дня он плыл на юго-запад пока правильно не решил, что не найдет там выхода в Восточный океан. Повернув обратно, он обследовал юго-восточное побережье Баффиновой Земли, открыл там крупный полуостров (Холл), миновал “Бешеный водоворот” (вход в Гудзонов пролив). Он проследил почти все Атлантическое побережье Лабрадора до 52о с.ш. и 15 сентября прибыл в Англию, страдая от недостатка провианта и пресной воды.
В 1591-1592 гг. Девис участвовал в экспедиции Томаса Кавендиша, который вторично пытался пройти в Тихий океан. Позднее Девис совершил ряд плаваний в Ост-Индию и в конце 1605 г. был убит в районе Малакки в стычке с малайцами.



*

Редактировал Pretich 01-01-1970 01:00