Тема: PRETICH.ru :: РЭП и провал американского рейда в Иран

Прислано Pretich 13-10-2016 06:38
#1

РЭП и провал американского рейда в Иран

Утром 25 апреля 1980, после того как Президент США Джимми Картер внезапно сделал заявление о том, что секретная операция коммандос, предпринятая ночью для освобождения американских заложников в Тегеране потерпела крах, весь мир охватила тревога и предчувствие призрака ядерной войны. Позднее, когда Министерство обороны США огласило детали операции, реакцией была смесь испуга смешанного со скептицизмом. Как могло случиться, спрашивали себя многие, что самая большая военная машина в мире, обладатель большинства образцов самой передовой техники, была вынуждена прекратить операцию такого критического значения для американского народа просто потому, что несколько вертолетов вышло из строя?

Военных экспертов нескольких западных стран не убеждали официальные объяснения и они выдвинули гипотезу о том, что реальная причина неудачи США объяснялась РЭП, которым воспользовались Советы в ходе операции американцев. Какие же тогда реальные причины провала операции и насколько ответственна за это РЭБ?

Идея блиц операции, подобной рейду на Энтеббе, по освобождению заложников содержащихся в Посольстве США в Тегеране, рассматривалось с самого начала ноября 1979 года, вскоре после захвата Посольства. Однако, скоро стало очевидно, что операция подобная израильской, не возможна, поскольку ситуация с заложниками в Тегеране была совершенно иной чем в Энтеббе.
Рассматривались различные варианты, в тайне разрабатываемые небольшими группами экспертов Пентагона, и, наконец, выбор пал на довольно сложный план с использованием вертолетов. Выбор типа вертолетов для операции был не так прост. Поскольку они, естественно, должны были взлететь с авианосца, то должны были быть флотского типа, и лучшим вариантом, очевидно был бы Sikorsky S-65, модификации которого CH-53A Sea Stallion и RH-53D эксплуатировали и ВМС США, и ВМС Ирана. Таким образом, когда американский вертолет приближался бы к Посольству для освобождения заложников, иранцы могли бы подумать, что это одна из их собственных машин.

Операция была разделена на два этапа. На первом этапе, шесть самолетов С-130 с 90 коммандос на борту и большим количеством топлива, взлетели бы с египетского аэропорта, пролетели бы над Красным морем, обогнули Аравийский полуостров и приземлились на старой, заброшенной, расположенной на дне высохшего соляного озера ВПП в пустыне Деште-Кевир вблизи иранского города Табас, что примерно в 450 км от Тегерана. На месте посадки, обозначенном "Пустыня один", была назначена встреча с восемью вертолетами RH-53, которые вылетели бы с авианосца "Нимиц", курсировавшего в Оманском заливе. Целью рандеву была дозаправка вертолетов после их 800-километрового броска и пересадка коммандос на вертолеты.

На втором этапе операции, которая так и не осуществилась, коммандос, на вертолетах, должны были быть переброшены в засекреченное место в горах и оттуда в Тегеран, где, с помощью ранее проникших агентов и возможно, слезоточивого газа, должны были проникнуть в Посольство, спасти и эвакуировать заложников. Между коммандос и Пентагоном была обеспечена возможность мгновенной спутниковой связи.

Как и во всех операциях такого рода, внезапность и быстрота были основными факторами успеха. С самого начала планирования, принимая во внимание эти два элемента, было очевидно, что особенно важно решить две проблемы: первую - уклониться от обнаружения РЛС противника и другого оборудования РЭБ и, вторую - уклониться от вооруженного столкновения с иранцами.
Для достижения первой цели, был разработан детальный план ведения РЭБ, который должен был действовать как до, так и в ходе самой операции. Сначала, американцы начали перехватывать все радиопередачи между посольством Ирана в Вашингтоне и Министерством иностранных дел в Тегеране для обеспечения Пентагона информацией, которая могла бы пригодиться при планировании операции. Во-вторых, так, чтобы не вызвать подозрений многочисленных советских, боевых кораблей в Оманском заливе и Аравийском море, ВВС и ВМС США провели 90 учений с использованием вертолетов, которые часто летали прямо к иранскому берегу. Каждую ночь, другие американские корабли, находящиеся вдали от авианосца "Нимиц", выстреливали специальными ракетами ложные цели в виде ПРЛО, чтобы имитировать присутствие в воздухе вертолетов и таким образом отвлечь и запутать операторов советских РЛС.

Каждую ночь, американские корабли и самолеты в этом районе передавали ложные радиосообщения так, чтобы в ночь начала операции не было бы никакого изменения трафика радиосообщений и так, чтобы не вызвать подозрений вездесущих советских кораблей-шпионов, которые систематически перехватывали весь американский радио-телеграфный трафик. Короче говоря, цель состояла в том, чтобы заставить русских думать, что ночной вылет восьми вертолетов RH-53 на выполнение реальной операции был бы просто еще одним рутинным ночным упражнением.

Операции дали кодовое название " Игл клоу" ("Eagle Claw" - "Коготь орла"Подмигивание. Это название использовалось во всех радиопередачах касающихся операции. Было очень важно обеспечить максимальную безопасность связи между Пентагоном и авианосцем "Нимиц", на борту которого размещалось специальное командование операцией и силы, предназначавшиеся для участия в операции. Чтобы достичь этого, Соединенные Штаты, в начале января, секретно вывели в космос два спутника связи, на которых были установлены новые передатчики и внедрены новые методы шифрования, которые делали их связь почти полностью невосприимчивой к постановке помех и дешифровке. В то же самое время, на геостационарные орбиты над Индийским океаном были выведены спутники-разведчики для обеспечения полной фото и электронной разведки этого региона. Для обеспечения предупреждения о приближении любого самолета к американским C-130 и вертолетам, летящим к Ирану, в районе операции должны были действовать несколько американских самолетов E-3A AWACS: каждый из них был оборудован РЛС дальнего обнаружения, способной обнаруживать самолеты и вертолеты на расстоянии нескольких сотен километров.

Наиболее трудной задачей была проблема проникновения и действия не обнаруженными в воздушном пространстве Ирана. К счастью, иранская сеть РЛС ПВО была создана американцами за несколько лет до этого и основывалась на оборудовании американского производства и поэтому, при помощи новых спутников электронной разведки был найден "слепой" коридор между секторами обзора двух иранских РЛС, двигаясь по которому, самолеты и вертолеты имели хороший шанс пролететь не обнаруженными.

И С-130, и RH-53 были оборудованы передатчиками помех, с целью их использования на маршруте полета для постановки помех и запутывания связи между иранскими истребителями и их наземными пунктами наведения. Для поддержки атаки на Посольство США в случае необходимости, два C-130 Hercules были вооружены пулеметами калибра 7,62 мм.

И, наконец, около 200 ударных самолетов авианосцев "Нимитц" и "Корал Си", были готовы вмешаться, если коммандос столкнутся с трудностями.

За две недели до назначенной даты операции, C-130 совершили ночной пролет по "слепому" коридору и приземлились в точке "Пустыня один". Его задачей была проверка реализуемости проникновения в воздушное пространство Ирана необнаруженными и отбор проб грунта соляной пустыни для анализа, гарантирующего, что транспортные самолеты и вертолеты могут там безопасно приземлиться.

Реальная операция началась вечером 24 апреля, когда шесть С-130 Gercules взлетели с египетского военного аэродрома Хена. Позднее, в 19:30, с курсировавшего в Ормузском проливе авианосца "Нимитц", взлетели восемь вертолетов RH-53.

Чтобы запутать РЛС советских кораблей, с борта других американскими кораблей находившихся не только в Оманском заливе, но также и в Восточном Средиземноморье были выпущены многочисленные ложные цели. Дальнейший хаос на экранах советских РЛС создало присутствием многочисленных израильских военных кораблей, которые (возможно абсолютно случайно) решили провести учения своих ВВС и ВМС именно в эту ночь!

Чтобы уклониться от обнаружения, С-130 летели очень низко, сначала над Красным морем, а затем над Аденским заливом. Здесь, им пришлось включить свои передатчики помех, чтобы ослепить установленные на юге Йемена и на побережье Эритреи советские РЛС. После короткой остановки в оманском аэропорту Масирах для дозаправки топливом, они полетели в точку "Пустыня один". Вертолеты с "Нимица" полетели прямо к иранскому берегу. Чтобы уклониться от обнаружения, они тоже летели на малой высоте подальше от населенных пунктов.

Для облегчения их полета на фоне складок местности, все С-130 и RH-53 были оборудованы самыми совершенными и точными тогда существовавшими навигационными системами, включая ИНС и высокоточной системой дальней навигации Omega, а также приборами ночного видения.

Группа вертолетов едва преодолела всего треть пути между "Нимицем" и "Пустыней один", как на приборной доске вертолета №6 замигала аварийная сигнализация, указывая на опасность отказа редуктора несущего винта - редкого, но потенциально очень опасного отказа.

Вертолет немедленно приземлился около небольшого озера, над которым пролетал. Соблюдая предписанное радиомолчание, последний вертолет группы - №8, автоматически последовал за №6 для оказания ему помощи. Быстрая экспертиза лопастей винта после посадки подтвердила серьезность ситуации. Командир решил бросить вертолет, и весь его экипаж пересел на борт вертолета №8, который немедленно взлетел и направился к "Пустыне один".

Затем, группа столкнулась с еще одним испытанием, попав во внезапно начавшуюся сильную песчаную бурю. Видимость резко упала почти до нуля, и экипажи вертолетов не могли видеть друг друга даже с помощью их совершеннейших приборов ночного видения.

В 21:30, первый C-130 с персоналом, который должен был организовать пункт дозаправки топливом, приземлился в "Пустыне один", но, всего через несколько минут произошло еще одно неожиданное событие. Вдруг, на грунтовой дороге идущей вдоль ВПП появился иранский автобус, примерно с сорока гражданскими лицами. Офицер США, командовавший первой группой, немедленно остановил автобус, но не зная, что делать с пассажирами, запросил по радио у "Нимица" инструкций. Ему приказали их задержать, но держать подальше от зоны заправки. А через несколько минут, венцом этому стало появление автозаправщика и грузовика, которые ничего не подозревая, двигались со включенными фарами прямо по направлению к ВПП, где только что приземлились остальные C-130. Водители автозаправщика и грузовика, столкнувшись с такой необычайной картиной, остановились, а затем скрылись в темноте.

А тем временем, вертолеты все еще пробивались сквозь песчаную бурю. Перед самым наступлением полуночи, у вертолета №5 произошел отказ гироскопа, что сделало ненадежным его навигационное оборудование и, что более важно, систему стабилизации полета, отказ которой делал чрезвычайно трудным удерживание курса и высоты полета. Группа уже приблизилась к горной цепи высотой 3 000 метров, пролегавшей поперек маршрута полета к "Пустыне один". Поэтому, командир вертолета №5 должен был принять очень трудное решение: лететь вдоль долины, как планировалось или над горной грядой. Первый вариант казался чрезвычайно опасным в ситуации с отказавшим гироскопом, в то время как полет над горами выставил бы вертолет на обозрение поисковых РЛС иранской и советской ПВО. Вероятно, по последней причине, летчик решил лететь назад - на "Нимиц".

В 00:30, Пентагон получил через спутник новость, что №5 возвращается на авианосец. Тот факт, что теперь, из-за отказов, два вертолета больше не могут принимать участие в операции, вызвал большой испуг в Вашингтоне. Но менять их было уже слишком поздно; в действительности, на случай непредвиденных обстоятельств и их замены, не разрабатывалось никакого плана!
Вскоре после этого, на приборной доске вертолета №2 замигала аварийная сигнализация, на сей раз указывая на падение давления в резервной гидросистеме, которая регулирует шаг лопастей редуктора винта и, следовательно, скорость вертолета.

Наконец, между 00:50 и 01:40, шесть оставшихся вертолетов приземлились в точке "Пустыня один". Осмотр гидросистемы вертолета №2 показал, что дефект слишком серьезен для вертолета, который должен принимать участие в операции.

В этот момент, согласно официальной версии случившегося, три командира (вертолетов, коммандос и базы "Пустыня один"Подмигивание посовещавшись, пришли к заключению, что задачу нельзя выполнить силами всего пяти оставшихся вертолетов. Затем, они радировали об этом командованию "Нимица", которое в свою очередь передало их доклад в Вашингтон, в котором предлагалось прекратить операцию. Президент Картер согласился и отдал приказ самолетам и вертолетам возвращаться на базы.

Оставляя "Пустыню один", в суматохе приготовлений к возвращению, вертолет RH-53 столкнулся с самолетом С-130, начался пожар, в котором погибло восемь американских военнослужащих.
Это - официальная версия событий. Она не очень убедительна не только по представленным причинам, но также и по более специфичным соображениям.

Прежде всего, трудно понять, как американцы, которые имели сотни специалистов-вертолетчиков в Иране во время правления режима Шаха, могли так недооценить возможные технические трудности 800-километрового полета нежных машин в условиях пустыни, где песчаные бури едва ли новинка. Также трудно понять, почему для такой сложной операции не посчитали необходимым иметь резервные вертолеты на борту "Нимица" или другого корабля, готовые заменить любой из вышедших из строя.

Также необходимо подчеркнуть, что, поскольку каждый из вертолетов RH-53 мог перевозить до пятидесяти пяти человек, то пяти оставшихся вертолетов было бы, вероятно, достаточно для спасения пятидесяти одного заложника и агентуры. Сообщалось, что многие из офицеров коммандос хотели продолжить выполнение задачи на пяти оставшихся вертолетах и пытались убедить тех, кто придерживался того, что этого количества недостаточно. Поскольку среди командиров не было единственного офицера отвечающего за все командование, последовали горячие споры, которые закончились лишь в 02:30, когда пришел приказ Картера. После трагического столкновения, которое произошло в 03:18, на базе начался хаос и только этим можно было объяснять почти невероятный факт того, что оперативные планы и различное секретное электронное оборудование было брошено на борту оставленных вертолетов.

Как мы уже видели, территория Ирана, особенно район, около границы с Россией, был во времена Шаха "горячей" зоной с точки зрения РЭБ: с одной стороны находились американцы, пытавшиеся перехватывать излучения советских РЛС во время испытательных пусков их новых ракет с Тюратама в Казахстане; с другой стороны были русские, пытавшиеся предотвратить эти перехваты системами РЭП и контр-РЭП. После Исламской революции, американские объекты наблюдения были демонтированы, а системы русских сохранились и, возможно, даже были усилены из-за кризиса в Персидском заливе. Нужно также учитывать, что маршрут следования вертолетов США находился в пределах зоны досягаемости установленных вдоль советско-иранской границы РЛС советской ПВО.

Таким образом, с точки зрения РЭБ, первое предположение, которое можно сделать - Советы, обнаружив с помощью РЛС или других электронных систем группу американских вертолетов, поставили помехи радиосвязным и навигационным системам американцев, таким образом мешая навигации и препятствуя обмену приказами и докладами между вертолетами, силами коммандос и агентурой, чья помощь была необходима для достижения Посольства США в Тегеране.

Другое выдвинутое предположение заключалось в том, что советские разведывательные спутники перехватили радиопередачи и излучения РЛС самолетов и вертолетов США и следили за их перемещением над иранской территорией. Поскольку американскому соединению для того, чтобы достичь "Пустыни один", пришлось лететь по направлению к афганской границе, то русские, вероятно, испугались атаки их вооруженных сил в Афганистане, и Брежнев мог связаться с Картером по знаменитой "горячей линии" и отговорить его от проведения каких бы то ни было военных действий в этой части Азии.

Третье и, возможно, наиболее вероятное предположение состоит в том, что, убежденные, что многочисленные радиопередачи между вертолетами во время возникших отказов и коммандос, последовавшими вслед за неожиданным появлением иранского автобуса, были перехвачены станциями противника, Пентагон побоялся, что операция потеряла фактор внезапности, который был необходим для ее успеха. Поэтому, Картер, опасаясь прямого столкновения с иранцами, решил, что будет уместнее отдать приказ войскам вернуться прежде, чем будет слишком поздно.
Однако, согласно различным заявлениям американцев, ни системы наблюдения ВМС, ни Е-3А AWACS, облетавшие этот район, не перехватывали сообщений или сигналов указывавших на то, что советские РЛС, включая находившиеся в Афганистане, обнаружили присутствие низколетящих над территорией Ирана неприятельских или неопознанных воздушных судов. Кроме того, ни русские, ни иранцы и по сей день не сделали никаких заявлений о том, что берут на себя ответственность за провал рейда американцев.

Что касается соблюдения радиоэлектронного молчания, учитывая секретность такого рода операций, то обмена сообщений с Вашингтоном и авианосцем следовало избегать. Даже при том, что ультрасовременнейшие методы передачи и кодирования информации (широкий спектр, псевдошумовые сигналы и т.д.) очень не легко перехватить, в таком столь напичканном SIGINT носителями - наземными станциями, спутниками, кораблями и самолетами регионе как Ближний Восток, всегда имеется определенный риск того, что сообщения могут быть перехвачены и дешифрованы.

***