Оперетта Граф Люксембургский или Богиня разума?
Прислано Pretich February 11 2016 07:46:31

На один сюжет - фабульная основа оперетты «Граф Люксембург» однажды уже была использована — в «Богине разума» Иоганна Штрауса

 

 

Зимний Буфф оперетта Граф Люксембургский, скрипичный ключФабульная основа оперетты «Граф Люксембург» однажды уже была использована — в «Богине разума» Иоганна Штрауса (1897). Это история молодых людей, которые по приказу свыше венчаются, не видя друг друга (между ними стоит ширма), и тут же расстаются. Через некоторое время они случайно встречаются, влюбляются друг в друга (не подозревая даже, что они повенчаны), начинаются разные недоразумения, но все кончается к общему благополучию. «Богиня разума» успеха не имела — уж очень в ней была несоответствующая для веселой оперетты обстановка: суровая эпоха Французской революции, трибунал.

 

Этот же сюжет, перенесенный в современный Париж, в веселые дни карнавала, в сферу художников и артистов, где много веселья, шуток, смеха, дал возможность писать музыку, которая многими ценителями считается вершиной его творчества. Что же касается музыки Штрауса, то она не была забыта, — к ней было написано новое либретто, и в том же 1909 году, что и «Граф Люксембург», эта оперетта под названием «Богатая девушка» была поставлена в венском «Раймундтеатре».

 

Любопытно, что в оперетте «Граф Люксембург» главным комическим персонажем является старый русский князь. Имя его — Базиль Базилевич, то есть Василий Васильевич. Его невеста, появляющаяся в третьем акте, — комическая старуха графиня Кокозова. В Париже знаменитый комик Галипо, начиная со второго акта, играл князя в русской генеральской форме, с русскими орденами, а за ним по пятам ходили три телохранителя: огромные казаки в папахах и в черкесках

 

Премьера «Графа Люксембурга» в России состоялась зимой 1909 года в петербургском театре «Зимний Буфф».

 

 

***