Многоцелевой четырехместный самолет ЯК-18Т построен в 1967 году. Основные варианты применения самолета следующие:
1. Учебно-тренировочный — для полетов трех курсантов с инструктором.
2. Пилотажно-тренировочный для ознакомления курсантов с элементами пилотажа; экипаж состоит из одного курсанта и инструктора.
3. Пассажирский — для перевозок трех пассажиров с багажом.
4. Санитарный — для перевозок одного больного с сопровождающим.
5. Связной — для перевозки почты и грузов до 250 кг весом.
Схема самолета — одномоторный моноплан с низким расположением крыла и трехколесным шасси с носовым колесом.
Самолет оснащен надежным девятицилиндровым двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л. с. с винтом В530-Д-35. Этот двигатель отлично зарекомендовал себя на самолете ЯК-18ПМ. На двигателе установлен карбюратор АК-14РФ с автоматической коррекцией по высоте, что упрощает управление двигателем.
Фюзеляж цельнометаллической конструкции с дюралевой обшивкой. В хвостовой части обшивка Толщиной 0,8 мм приварена к каркасу точечной электросваркой. Большие окна и лобовое стекло кабины обеспечивают хороший обзор как на земле, так и в воздухе.
Широкие двери автомобильного типа позволяют легко входить и выходить из кабины. Они открываются против потока: исключен случайный срыв в полете. Вместе с тем предусмотрен аварийный сброс дверей. Ручка аварийного сброса расположена в легко доступном месте на борту кабины под приборной доской.
На левом борту фюзеляжа непосредственно за кабиной расположен люк багажного отсека. Створка люка открывается вверх и не мешает посадке в кабину. Багажный отсек имеет объем, достаточный для размещения багажа трех пассажиров или почты.
В кабине расположены два сиденья и диван. Сиденья могут двигаться по направляющим, обеспечивая регулировку по росту летчика. Проход шириной 180 мм между сиденьями и откидные спинки позволяют курсантам меняться местами во время полета. И диван и сиденья можно снять: освобождается место для крупногабаритных грузов.
Основные приборы расположены на средней амортизированной части приборной доски. Выключатели, автоматы защиты сети, краны воздушной системы и другие агрегаты вынесены на боковины и нижнюю панель. В левой части приборной доски расположен пульт управления радиостанцией, в правой — радиокомпасом. Рычаги управления газом и шагом винта установлены на среднем пульте; здесь же находятся краны шасси и щитка, вентили управления створкой маслорадиатора и жалюзи капота.
Для ночных полетов предусмотрена система освещения приборной доски и пультов красным светом. Сила света регулируется реостатом. Если основная система откажет, включается аварийное освещение. Кроме того, в кабине установлен плафон белого света. Самолет оборудован системой обогрева и вентиляции. Окно на двери кабины имеет форточку.
Управление самолетом двойное, штурвальное. Правый пост управления легко снимается. На штурвалах расположены кнопки СПУ и радиостанции, тормозные гашетки.
Штурвальное управление на самолете ЯК-18Т выполнено по оригинальной схеме, обеспечивающей минимальный вес и габариты конструкции. Проводка управления элеронами жесткая, рулями высоты и направления — смешанная.
На левом борту кабины установлена ручка управления триммером руля высоты. Проводка управления триммером — тросовая.
Центроплан имеет двухлонжеронную цельнометаллическую конструкцию.
Между передним и задним лонжеронами располагаются топливные баки и главные стойки шасси. Посадочный щиток крепится на петле к заднему лонжерону и отклоняется при помощи двух пневмоцилиндров. Справа от фюзеляжа в носке центроплана установлен маслорадиатор.
Шасси самолета ЯК-18Т полностью убирается: носовая стойка — по потоку, главные стойки — по размаху крыла. Конструктивно передняя стойка шасси ничем не отличается от стоек самолетов 18П, 18ПМ, 18А. Главные стойки шасси имеют усиленную конструкцию, но детали амортизатора не изменились. Размеры пневматиков колес следующие: передние — 400х150, главные — 500х150. Колеса главных стоек шасси — тормозные. Давление воздуха в пневматиках колес: 2,5— 3 кг/см2.
Уборка и выпуск шасси производятся с помощью пневмоцилиндров; предусмотрена аварийная система выпуска шасси. В выпущенном и убранном положении шасси соответствующие концевые выключатели замыкают цепи сигнальных ламп на специальном табло в кабине.
Топливная система самолета состоит из двух основных, расположенных в крыле, и одного расходного бензобаков, трубопроводов, кранов и других агрегатов. Емкость топливных баков позволяет заливать до 165 кг бензина марки СБ-78, Этого количества бензина достаточно для полета дальностью свыше 1000 км.
Самолет ЯК-18Т имеет достаточно большой комплекс навигационного и связного оборудования, включающий УКВ радиостанцию, систему слепой посадки, радиовысотомер, радиокомпас, курсовую систему ГМК-1А, авиагоризонт и пр. Светотехническое оборудование самолета, кроме системы красного света, включает в себя бортовые аэронавигационные огни, посадочную и рулежную фару, установленную на левой консоли крыла.
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Пояснения:
А - вид на правый борт: 1 - правые педали ножного управления, 2 - штурвал правого лётчика, 3 - замок двери, 4 - сиденье правого лётчика, 5 - правая дверь, 6 - диван, 7 - заднее боковое окно.
Б - вид на левый борт: 1 - левые педали ножного управления, 2 - штурвал левого лётчика, 3 - замок двери, 4 - карман для мелких вещей на левой двери, 5 - сиденье левого лётчика, 6 - левая дверь, 7 - диван, 8 - заднее боковое окно.
В - вид передней стенки и приборной доски: 1 - пульт управления радиостанцией, 2 - основная приборная доска, 3 - магнитный компас, 4 - пульт управления радиокомпасом, 5 - правая панель управления электросистемой, 6 - правые педали ножного управления, 7 - средний пульт управления газом и шагом винта, шасси и т. д., 8 - левые педали ножного управления, 9 - левая панель управления электросистемой.
Основные летные данные самолета ЯК-18Т приведены в таблице.
Самолёт |
ПО-2 (У-2) |
УТ-2 |
УТ-1 |
ЯК-18 |
ЯК-18А |
ЯК-18П |
ЯК-18ПМ |
ЯК-18Т |
Год выпуска |
1927 |
1935 |
1936 |
1946 |
1957 |
1961 |
1965 |
1967 |
Экипаж |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Взлётный вес (в кг) |
912 |
850 |
618 |
1060 |
1316 |
1093 |
1105 |
1620 |
Вес пустого (кг) |
655 |
611 |
450 |
750 |
1025 |
937 |
949 |
1200 |
Площадь крыла (М2) |
35,4 |
17,12 |
9,58 |
17 |
17 |
17 |
17 |
18,5 |
Мощность двигателя (л.с) |
100 |
110 |
160 |
160 |
260 |
260 |
300 |
300 |
Макс. Скорость км/час |
152 |
210 |
257 |
245 |
254 |
295 |
320 |
300 |
Скороподъёмность м/сек |
2,6 |
3,4 |
7,4 |
3,5 |
5,5 |
8 |
10 |
5 |
Потолок (м) |
4500 |
3500 |
7120 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
Дальность полёта (в км) |
500 |
750 |
670 |
1095 |
725 |
400 |
400 |
1000 |
Разбег (в м) |
78 |
175 |
90 |
190 |
215 |