От первых ракет до полета Юрия Гагарина, ракетостроение в СССР
Прислано Pretich June 21 2015 08:40:56

От первых ракет до полета Юрия Гагарина, ракетостроение в СССР

 

 

Определяющим фактором в осуществлении полетов в космическом пространстве является уровень развития ракетных двигателей. Скорость, приобретаемая ракетой, в первую очередь зависит от энергетических характеристик ее двигателей. Первая советская научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория по разработке ракетных двигателей и ракет основана в 1921 г. по предложению Н. И. Тихомирова. Впоследствии она стала называться газодинамической лабораторией (ГДЛ).

 

В мае 1929 г. в ГДЛ впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Руководителем разработок ЖРД был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.

 

Н. И. Тихомиров первая советская лаборотория

Н. И. Тихомиров

В. П. Глушко разработка ЖРД

В. П. Глушко

С. П. Королев ГИРД председатель

С. П. Королев

 

Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ГИРД объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветчинкин, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев и др.

 

Работой ГИРД руководил технический совет под председательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.

 

Первой экспериментальной советской ракетой с ЖРД была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. Хотя в полете нарушилось крепление двигателя и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в овладении ракетной техникой.

 

Осенью 1933 г. на базе ГДЛ и ГИРД было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части — С. П. Королев.

 

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Организаторские способности и талант ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих институтов и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике в СССР.

 

РНИИ-212 с двигателем ОРМ-65 ракета

Экспериментальная ракета РНИИ-212 с двигателем ОРМ-65

1 — пороховой ускоритель; 2 — направляющие рельсы

 

Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.

 

Летные испытания планера с ракетным двигателем, получившего название РП-318-1 были поручены летчику-планеристу В. Ф. Федорову. Ракето-планер был забуксирован в воздух. На высоте 2 км Федоров отсоединил планер и начал планирующий полет. Через несколько минут он включил двигатель. Израсходовав весь запас топлива, летчик благополучно приземлился на аэродроме.

 

РП-318-1 с двигателем РДА-1-150 ракетный планер

Экспериментальный ракетный планер РП-318-1 с двигателем РДА-1-150

 

Это был первый в СССР полет человека на летательном аппарате с ЖРД.

 

Таким образом, в предвоенные годы в стенах РНИИ на уровне экспериментальных образцов были разработаны различные образцы жидкостных ракетных двигателей и ракетного вооружения, но в условиях надвигающейся войны эти работы, требующие огромной затраты сил и средств, были приостановлены.

 

По инициативе ряда капиталистических государств после войны начинается разработка и оснащение армий новым оружием — боевыми ракетами дальнего радиуса действия. Советский Союз, вынесший на своих плечах основное бремя самой страшной и разрушительной в истории человечества войны, потерявший 20 миллионов жизней, вынужденный восстанавливать разрушенное войной хозяйство, не мог в то же время пренебрегать своей обороноспособностью.

 

Создать невиданную доселе технику предстояло своими силами, и вот 9 августа 1946 г. С. П. Королева назначают главным конструктором особого конструкторского бюро, где должны создаваться мощные баллистические ракеты.

 

Одновременно к созданию новых ракетных двигателей, систем управления и наземных комплексов были привлечены крупные конструкторские коллективы и заводы. Координацией всех работ руководил Совет главных конструкторов.

 

Под руководством С. П. Королева была создана баллистическая ракета дальнего действия (БРДД) на жидком топливе. А вскоре был разработан вариант ракеты Р-1, специально предназначенный для запуска по вертикальной траектории (В-1А). Стартовая масса ракеты около 14 т.

Ракета отличалась от серийной отделяемой головной частью и двумя закрепленными на корпусе «мортирами». В них находились контейнеры с аппаратурой для взятия проб воздуха на большой высоте.

 

Геофизические ракеты Фау-3 советский вариант

ракеты В-1Б, В-2 А, В-5 А геофизические

 

ракета Вертикаль опытные ракеты

Геофизические ракеты

1 — горючее; 2 — окислитель; 3 — ракетный двигатель РД-101

 

Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2, во всех отношениях превосходящие ракету Р-1. Они и послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.

 

Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту более 200 км и успешно возвращен на Землю.

 

С 1958 г. начинается третий этап систематических исследований верхней атмосферы до высот более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

 

4 октября 1957 г. ракета-носитель «Спутник» вывела на орбиту первое искусственное небесное тело. Все в этой ракете было оригинальным, начиная с общей конструктивно-компоновочной схемы, состоящей из четырех боковых и одного центрального блоков. Каждый блок имел собственные топливные баки и двигательную установку. Стартовая масса ракеты-носителя «Спутник» — 267 т (рис. 15).

 

ракета-носитель Р-1 Срутник, СССР PD-108 ракетный двигатель, СССР

PD-107 и PD-108 ракетные двигатели

 

Ракета-носитель «Спутник»

 

Стартовая масса, т — 267

Масса полезного груза, т — 1,327

Масса топлива, т — 245

Тяга двигателя, кН

I ступени (на Земле) — 3904

II ступени (в пустоте) — 912

Полная длина, мм — 29167

Максимальная скорость, м/с — 8 000

 

1 — головной блок; 2 — центральный блок; 3 — боковой блок; 4 — бак окислителя; 5 — бак горючего; 6 — бак пероксида водорода; 7 — бак жидкого азота; 8 — основная камера жидкостно-реактивного двигателя; 9 — рулевая камера жидкостно-реактивного двигателя; 10 — воздушный руль; 11 — ферма крепления двигателя; 12 — агрегаты двигателя; 13 — первый искусственный спутник ПС-1.

 

Первый искусственный спутник Земли представлял собой шар из алюминиевого сплава диаметром 58 см и массой 83,6 кг.

 

После многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 г. В этот день Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил полет, о котором мечтало человечество. Полет Ю. А. Гагарина показал практическую возможность полетов человека в космос.

 

 

С. П. Уманский

©1986 «Космонавтика сегодня и завтра»

 

 

PRETICH.ru

 

 

***