МТ-ЛБ многоцелевой гусеничный тягач
Прислано Pretich June 05 2015 11:16:05

Многоцелевой тягач МТ-ЛБ (СССР)

 

 

Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ был разработан в 1964 г. конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое возглавлял А.Ф.Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году.

 

Тягач имел три отделения. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем был размещен экипаж машины, состоящий из двух человек. Оборонительное вооружение - 7,62- мм пулемет ПКТ, расположенный во вращающейся конической башне без люка. Башня установлена в правой части отделения управления, функции стрелка выполнял командир машины. В левой части - люк механика-водителя, его сидение, механизмы управления и агрегаты силовой передачи.

 

МТ-ЛБ многочелевой транспортер тягач, СССР

+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!

 

В средней части корпуса в специальном отделении был установлен многотопливный 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238В и обслуживающие его системы. Силовое отделение было отгорожено теплошумоизоляционными перегородками от обитаемой части корпуса. Вся остальная часть корпуса использовалась для перевозки личного состава или грузов, образуя десантное отделение или отделение грузовой платформы. Вход в десантное (грузовое) отделение осуществлялся через люки, расположенные в крыше корпуса, или двухстворчатые двери в кормовой части.

 

Для сообщения отделения управления с десантным отделением с правой стороны двигателя имелся проход, в котором были установлены два откидных сиденья. Одноместное сиденье находилось также возле задней перегородки двигателя. В кормовом отсеке продольно располагались два топливных бака. Каждый бак имел сверху поролоновые подушку и служил скамьей для четырех человек. Еще два бака крепились на надгусеничных полках.

 

Советский бронетранспортер МТ-ЛБ

 

Сварной герметичный корпус из броневой стали обеспечивал противопульную защиту. Мощность от двигателя передавалась к ведущим колесам через механическую трансмиссию. Двухпоточный МПП включал двухдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростную коробку передач и два суммирующих планетарных ряда. Он обеспечивал получение двух фиксированных радиусов поворота на каждой передаче, а также неустойчивый поворот на нейтрали с радиусом примерно равным половине ширины колеи. Управление поворотом машины осуществлялось с помощью двух рычагов.

 

Для преодоления водной преграды устанавливались гидродинамические щитки и удлинялась воздухозаборная труба. Движение на плаву производилось с помощью гусеничного движителя. Пустотелые опорные катки были изготовлены из алюминиевого сплава, на передних и задних узлах подвески устанавливались телескопические гидроамортизаторы. В системе подрессоривания использовалась индивидуальная торсионная подвеска.

 

Транспортер-тягач мог перевозить груз массой до 2,5 т, а также буксировать прицепы массой до 6,5 т. Часть машин была оснащена оборудованием для самоокапывания.

 

Для работы в северных районах были разработаны две модификации МТ-ЛБ - снегоболотный транспортер-тягач МТ-ЛБ-В, отличавшийся уширенной гусеницей и установкой специального оборудования, и МТ-ЛБ-ВМ с 12,7-мм пулеметом НСВТ.

 

ЗРК Стрела-10 на гусеничном шасси МТ-ЛБ

+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!

 

Шасси МТ-ЛБ являлось базой для машины химической разведки РХМ "Кашалот", ЗРК "Стрела-10", ПТРК "Штурм-С", землеройной машины "Восторг", машины авианаведения "Трель", радиолокационной станции СНАР-10 "Леопард" и др. Всего в семейство бронированных машин на базе шасси МТ-ЛБ входило 22 различных образца.

 

Многоцелевой тягач МТ-ЛБ-У

 

На базе МТ-ЛБ с 1967 года выпускался транспортер-тягач МТ-ЛБ-У, который отличался отсутствием пулеметной башенки, увеличенной длиной корпуса, повышенной до 300 л.с. мощностью двигателя и установкой семи опорных катков со стороны каждого борта вместо шести. Шасси МТ-ЛБ-У использовалось для создания семейства бронированных машин специального назначения, насчитывавшего 74 наименования образцов.

 

МТ-ЛБ поперечный разрез бронетранспортера

+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!

 

1 - карданная передача; 2 - ведущее колесо; 3 - рычаг управления; 4 - отделение управления; 5 - сиденье ме­ханика-водителя; 6 - масляный ра­диатор; 7 - центробежный вентилятор; 8 - силовая установка; 9 - аккуму­ляторная батарея; 10 - сиденья десанта; 11 - стеклоблок; 12 - крышка люка для стрельбы; 13 - кормовая решетка; 14 - сцепной прибор.

Автор: И. Кашичкин

Источник: Журнал «За рулём»

 

Разведывательный комплекс "Зоопарк-1"

 

Разведывательный комплекс "Зоопарк-1" - автоматизированный комплекс для обнаружения и определения координат позиций артиллерии, минометов, РСЗО, стартовых позиций тактических ракет противника и обеспечения прицельной стрельбы собственных огневых средств на дальности до 45 километров.

 

В состав комплекса входит: радиолокационная станция 1Л259 на базе шасси МТ-ЛБ-У, машина технического обслуживания на базе "Урал-43203" и электростанция на прицепе. Комплекс позволяет обнаруживать одновременно до 12 стреляющих систем на дальностях до 8-35 км в зависимости от типа цели.

 

чертеж МТ-ЛБ гусеничный бронетранспортер

 

 

Основные характеристики разведывательного комплекса "Зоопарк-1":

 

3-х координатный моноимпульсный радар с ФАР;

электронное сканирование в секторе 60° в любом направлении;

одновременное обнаружение до 70 позиций в минуту;

одновременное сопровождение до 12 целей;

выдача координат огневых позиций до момента падения снаряда;

автоматизированный обмен информацией с командным пунктом управления;

модульное исполнение;

легкобронированная гусеничная ходовая база;

экипаж 3 человека;

устойчивость к воздействию радиоэлектронного противодействия и электромагнитного излучения.

 

чертеж ЗРК Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ

Чертеж ЗРК Стрела-10 на шасси МТ-ЛБ

 

Основные тактико-технические характеристики многоцелевого тягача МТ-ЛБ

 

Боевая масса 11,9 т

Экипаж 2 чел.

Десант 11 чел.

Вооружение 7,62-мм станковый пулемет ПКТ

Боекомплект 2500х7,62-мм патронов

Габаритные размеры:

Длина 6,45 м

Ширина 2,85 м

Высота 1,87 м

Клиренс 400

Удельное давление на грунт:

с нормальной гусеницей (350 мм) 0,46 кг/кв.см

с уширенной гусеницей (565 мм) 0,28 кг/кв.см

 

Броневая защита 7-14 мм

Грузоподъемность 2,5 (на буксире - 6,5) т

 

Максимальная скорость:

на суше 60 км/ч

с максимальной нагрузкой или прицепом 35 км/ч

на плаву 5-6 км/ч

Запас хода 500 км

Двигатель дизельный, восьмицилиндровый

Мощность двигателя 240 л. с.

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки 0,61 м

ширина рва 2,41 м

подъем 60 градусов

крен 30 градусов

 

 

PRETICH.ru

 

 

***