Ил-2 советский штурмовик
Прислано Pretich April 10 2014 05:15:49

Ил-2 советский штурмовик, IL-2 soviet shturmovik

 

Цикл статей посвященных самолету Ил-2, СССР

 

1

 

ИЛ-2, ИЛ-10

 

советский штурмовик Ил-2

 

 

САМОЛЕТЫ ДЛЯ ПЕХОТЫ


Центральный музей Вооруженных Сил СССР

 

Однажды летчик-штурмовик А. Недбайло решил подвести итог своей боевой работы за год. С 1943 по 1944-й он сто раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снаря­дов, около 40 тыс. пушечных снарядов, 150 тыс. пуль из ШКАСов, сбросил на неприятельские позиции более 50 т бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 нацистских самолетов в воздухе и 17 на земле, сжег 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток железнодорожных вагонов. При захо­дах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более трехсот оккупантов было уничтожено огнем краснозвездного штурмовика... К 9 мая 1945 года Недбайло удвоил число боевых вылетов и закончил Великую Отечественную войну дважды Героем Советского Союза.

 

Надо сказать, что среди летчиков — Героев Советского Союза каждый третий сражался на самолетах-штурмови­ках, тех самых, о которых Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин сказал: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб...»

 

...Работы по созданию самолета для непосредственной поддержки пехоты на поле боя велись во многих странах еще со времен первой мировой войны. Но все попытки сделать его неуязвимым от огня с земли оказались неудачными: машины, сочетающей мощное вооружение, высокую скорость, маневренность и надежную защиту, изготовить так и не удалось. Дело в том, что броня, просто «надетая» на конструкцию, утяжеляла самолет. Кроме того, листы брони, скрепленные под прямым углом, ухудшали аэродинамику боевых машин.

 

Сергей Ильюшин, 1945 годРеальная возможность создать бронированный штурмовик появилась у наших авиаконструкторов после того, как инженеры С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров разработали авиационную броню АБ-1, пригодную для изготовления сложноштампованных изделий. Эту возможность первым оценил С. В. Ильюшин. «Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы»,— писал он в правительство 28 января 1938 года. Получив одобрение, С. В. Ильюшин оставил пост начальника Главного управления авиационной промышленности и полностью переключился на конструкторскую деятельность. Проектирование и постройка опытного экземпляра шли ударными темпами, и 2 октября 1938 года летчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял двухместный ЦКБ-55 № 1 в воздух. Особенностью новой машины был обтекаемый бронекорпус, который не только надежно защищал экипаж, мотор, бензо- и маслосистемы от пуль, осколков и даже малокалиберных снарядов (они нередко рикошетировали от него), но и «работал» в силовой схеме планера машины. Так броня перестала быть «мертвым грузом» и стала воспринимать усилия, которые приходятся на фюзеляж, крыло и оперение. В ходе испытаний конструкторы усилили наступательное вооружение штурмовика, оснастили его более мощным двигателем, но... лишили оборонительной огневой точки: кое-кому показалось, что стрелок, прикрывавший самолет с хвоста, не нужен.

 

К 20 мая 1941 года Ил-2 запустили в серийное производство. Они заметно отличались от прототипа. Если у последнего фонарь кабины плавно переходил в гаргрот, то у серийных возвышался над фюзеляжем. За это фронтовики и прозвали Ил-2 «горбатым». В первой половине 1941 года промышленность выпустила 249 штурмовиков, что позволило переучить на них ряд авиационных частей. Одним из первых получил Ил-2 4-й легкобомбардировочный полк, переименованный в 4-й штурмовой. В самом начале войны его летчики уничтожили на Березине девять вражеских переправ, на трое суток задержав наступление подразделений вермахта.

 

Эффективному боевому применению «летающих танков» во многом способствовала уверенность летчиков в живучести их машин. Один из первых Героев Советского Союза, Н. П. Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, вспоминал: «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме».

 

В 1942 году на основании боевого опыта штурмовик модернизировали. Он вновь стал двухместным, причем стрелка вооружили крупнокалиберным пулеметом. Изменился и прицел. Вместо коллиматорного ПБП-1Б, который нередко был причиной травм при вынужденных посадках, на лобовое стекло кабины стали наносить метки ВВ (визира Васильева). К боям на Курской дуге арсенал Ил-2 пополнился противотанковыми бомбами. В четырех крыльевых кассетах их размещалось по 78, каждая из которых поражала любой танк противника. Некоторое число штурмовиков оснащалось двумя 37-мм пушками в подкрыльевых гондолах.

 

Умело используя высокие летно-тактические данные и оружие самолетов, советские летчики не только успешно «обрабатывали» на них наземные цели, но и порой действовали как истребители. Так, 8 октября 1943 года восьмерка штурмовиков встретила в воздухе 30 «юнкерсов», готовившихся бомбардировать нашу переправу через Днепр, и сбила 8 из них. В Сталинградской битве «Ильюшины» нередко уничтожали транспортные самолеты люфтваффе, пытавшиеся прорваться к окруженной группировке врага.

 

Не прекращая совершенствовать серийный Ил-2, конструкторский коллектив разрабатывал и новые варианты бронированной крылатой машины. Так, в феврале 1944 года были построены три первых, пока опытных экземпляра штурмовика Ил-10. В его удлиненный бронекорпус включили кабину стрелка, часть верхней брони сделали тоньше — эта зона реже подвергалась обстрелу. Одним словом, за счет рационального распределения толщины брони удалось повысить живучесть самолета, не увеличивая его веса. Значительный прирост скорости на Ил-10 был достигнут за счет применения более мощного двигателя и улучшения аэродинамики.

 

В отчете о войсковых испытаниях но­вой машины было сказано: «Наличие большого диапазона скоростей и лучшая маневренность облегчают задачу истребителей сопровождения и позволяют самолету вступать в активный воздушный бой с противником; полное бронирование экипажа повышает живучесть самолета; простота в технике пилотирования и сравнительно легкий переход в эксплуатации как летным, так и техническим составом дают возможность перевооружать штурмовые части на этот самолет в кратчайшие сроки».

 

Действительно, наши летчики быстро освоили Ил-10 и успешно сражались на этих штурмовиках на завершающем этапе Великой Отечественной войны и боях на Дальнем Востоке против японских милитаристов. В частности, при налете на вражеский порт Расин группа Ил-10 потопила два вражеских транспорта.

 

Да и после войны Ил-10 долгое время оставались на вооружении, пока на смену им не пришли, новые, более совершенные машины.

 

Ильюшинские штурмовики строились самой массовой серией в истории авиации — за годы войны промышленность дала фронту 41 тыс.!

 

В наши дни заботливо восстановленные Ил-2 установлены на мемориальных площадках на местах былых сражений в Новороссийске, Сафонове, там, где рождались летающие танки, - в Воронеже, Куйбышеве, Москве. А оба штурмовика — Ил-2 и Ил-10 — можно увидеть в Музее авиации в подмосковном городе Монине.

 

Павел КОЛЕСНИКОВ, инженер

 


 Немецкий штурмовик Хеншель HS-129

Было бы несправедливо не упомянуть соответствующие усилия противника в создании аналогичной машины.

Это был Хеншель HS-129 - отчаянная и неудачная попытка немцев создать самолёт, подобный советскому штурмовику. Вооружённый 75-мм пушкой, этот самолёт развивал скорость 400 км/ч. Запущенный в производство накануне Курской битвы, этот самолёт не был доведён и не мог соперничать с нашими Илами.

Длинноствольная пушка, хорошо показавшая себя в наземным стрельбах, в воздухе оказалась довольно таки проблематичной. Стрельба из неё расшатывала сам самолёт, что потребовало усиления всей конструкции. При выстреле происходила чересчур большая вспышка, которая делала затруднительные последующие прицельные стрельбы. Бронировка Хеншеля оказалась слабой, и не столько из-за толщины брони, сколько из-за её качества.


 

проекции штурмовика Ил-2, СССР

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Ил-2

 

проекции штурмовика Ил-10, 1944 год

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Ил-10

кабина и приборы штурмовика Ил-2

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Кабина и приборы Ил-2

 

 

Ильюшин Сергей Владимирович

 

 

Ильюшин Сергей Владимирович триджы герой СССРИЛЬЮШИН Сергей Владимирович (18/30.03.1894-1977), выдающийся русский авиаконструктор. Родился в вологодской деревне. По окончании Военно-воздушной академии им. Жуковского в 1926 работал в научно-техническом комитете военно-воздушных сил. В 1936 создал двухмоторный самолет ЦКБ-30, на котором было совершено несколько рекордов высоты и дальности полетов (перелеты В. К. Коккинаки Москва—Владивосток, Москва — США). Военный вариант этого самолета широко применялся в Великой Отечественной войне в качестве дальнего бомбардировщика.

 

Построенный по оригинальному проекту Ильюшина в 1939 бронированный штурмовик Ил-2, предназначенный для действия по наземным целям с малых высот, также эффективно применялся на фронте. После войны Ильюшин возглавляет работы по проектированию и производству новейших типов пассажирских самолетов, превосходящих по своим летным качествам лучшие мировые образцы.

 

_________________________________________________

 

Ильюшин Сергей Владимирович [18(30).3. 1894, дер. Дилялево, ныне Вологодской обл.,— 9.2.1977, Москва], сов. авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1967), акад. АН СССР (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Чл. КПСС с 1918. В Сов. Армии с 1919. В 1926 окончил Военно-возд. инж. академию им. H. E. Жуковского. В 1914 был призван в армию. Участник Гражд. войны (авиамеханик, затем военком, а с 1921 начальникк авиарем. поезда на Кавк. фронте). Будучи слушателем академии, входил в военно-науч. общество, занимался конструированием, постройкой и испытанием планеров. С 1926 возглавлял секцию научно-технического комитета ВВС, а в 1931 был назначен начальником Центр. конструкторского бюро (ЦКБ). Здесь же в 1933 по его инициативе и под его руководством было организовано опытное конструкторское бюро, создавшее целый ряд типов самолётов бомбардировочной, штурмовой и пассажирской авиации. В 1936 появился двухмоторный самолёт с большой дальностью полёта ЦКБ-26, затем ЦКБ-30. На самолётах, созданных И., были установлены мировые рекорды высоты с различными грузами, а в 1938—39 совершены беспосадочные перелёты Москва — р-н Владивостока и Москва — о. Мискоу (Сев. Америка). Многоцелевой самолёт Ил-4 был осн. дальним бомбардировщиком и торпедоносцем во время Великой Отечеств, войны. В 1939 И. создал бронированный штурмовик Ил-2, положивший начало новому роду боевой авиации и породивший новую тактику её применения. Впервые в практике мирового самолётостроения в новом штурмовике удалось осуществить наи- более оптимальное для того времени сочетание скорости, манёвренности, огневой мощи и броневой защиты. Затем были созданы штурмовики Ил-10, Ил-16 и Ил-40 (реактивный). В области бомбард, авиации после Ил-4 был построен первый сов. реактивный бомбардировщик Ил-28 (1948), выпускавшийся серийно. Боевые самолёты конструкции И. сыграли большую роль в разгроме нем.-фаш. войск в годы Великой Отечеств, войны. В послевоен. годы И. создаёт пас. самолёты Ил-12 (1946) и Ил-14 (1951), обслуживавшие в то время большинство линий Аэрофлота. В 1957 появился многоместный турбовинтовой самолёт Ил-18, ставший одним из осн. пас. самолётов СССР, а в 1962 — трансконтинентальный лайнер Ил-62, занявший место флагмана Аэрофлота. Создав свою школу в самолётостроении, И. внёс достойный вклад в развитие сов. авиации. Деп. Верх. Совета СССР 1 — 7-го созывов. Лауреат Ленинской пр. (1960) и Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943. 1946. 1947, 1950, 1952). Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

 

_______________________________________________

 

Ильюшин Сергей Владимирович (18.3.1894, деревня Дягилеве Вологодской губернии - 1977), конструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник-инженер (1957), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), семикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952). Образование получил в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (1926). В 1918 вступил вРКП(б),в 1919 -в Красную армию. Во время Гражданской войны был авиамехаником, нач. авиаремонтного парка. С 1931 нач. Центрального конструкторского бюро. На разработанных И. первых советских боевых самолетах ЦКБ-26 (ЦКБ-30. ЦКБ-30Ф) установлено несколько мировых рекордов, совершены известнейшие беспосадочные перелеты конца 1930-х гг. С 1935 главный конструктор. В 1937-70 депутат Верховного Совета СССР. Под руководством И. создано несколько типов бомбардиров-шиков и торпедоносцев (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40 и др.), пассажирских самолетов (Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и др.). С 1956 генеральный конструктор. В 1960 получил Ленинскую, в 1971 - Государственную премию.

 

________________________________________________________________________________________________________________

 

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

 

Статьи Ильюшина:

 

Илы на службе Родины.— «Авиация и космонавтика», 1968, .№ 5, 10; 1969, № 5, 6.

 

 

 

* Скачать чертежи Ил-2 и специальный сдвоенный выпуск "Авиация и Космонавтика" посвященный этому штурмовику

 

***

Самолёт Ильюшина штурмовик Ил-2М3

 

2

 

Самолёт Ильюшина штурмовик Ил-2М3

 

Этот самолёт для немцев известен как "печально знаменитый штурмовик Ил-2М3" - знаменитый противотанковый самолёт. Много пилотов на штурмовиках были женщины и они весьма успешно сражались. Основное отличие Ил-2М3 от Ил-2 в отсутствии у последнего второго члена экипажа - стрелка и вообще какой-либо активной защиты хвоста. Ил-2М3 начали поступать на фронт в конце 1942 года.

 

Штурмовик Ил-2 был вероятно самым массовым самолётом за всю историю мировой авиации. По самым скромным подсчётам их было изготовлено 36 163 штук. Ил-2 было очень тяжело подстрелить из-за его прекрасной бронировки. Это давало пилотам спокойно выбирать и уничтожать цели. Также его поразительная живучесть превосходила противника и в схватках воздух-воздух. Самолёт иногда получив ужасающие повреждения и тем не менее продолжал лететь, чем не раз спасал жизни лётчиков. Пилоты называли его по разному, но чаще "Летающим танком". Комплекс всех качеств штурмовика естественно сделал его всеобщим любимцем.

 

На модификации Ил-2М3 стрелок, прикрывающий хвостовую часть штурмовика, не был так же хорошо защищён как пилот. Считалось, что срок боевой жизни стрелка в семь раз меньший нежели у пилота или же у плоскостей.

Говорили, что самолёт был настолько тяжёл на взлёте, что некоторым женщинам-пилотам помогали их стрелки тянуть ручку управления на себя. Стрелок должен был конечно изловчится чтобы из своего положения дотянуться до рычага.

 


 

 

Несмотря на сильное огневое противодействие, Ил-2 показал высокую боевую эффективность. Потребность в самолетах этого типа была огромна. Хорошо известна телеграмма И.В. Сталина директорам авиационных заводов, в которой, в частности, говорилось: "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии... как воздух, как хлеб".

 

Ил-2М-3 2-местный поздний, крыло со стрелкой

Ил-2М-3 (2-местный поздний, крыло со "стрелкой") из состава 108-го гв. шап, лето-осень 1944 г.

 

Боевое применение Ил-2 выявило и крупный его недостаток, приводивший к большим потерям - уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы. Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В КБ С.В. Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 г. на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. К концу 1942 года моторостроители создали форсированный двигатель АМ-38ф, который развивал взлетную мощность в 1720 л.с. С января 1943 года эти моторы стали устанавливаться на серийных двухместных Ил-2. Увеличенная мощность нового АМ-38ф позволила восстановить нормальную бомбонагрузку двухместного штурмовика до 400 кг, а так же приблизить его летные данные к уровню одноместного самолета. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность (так называемое крыло "со стрелкой"). К концу 1941 года из-за нехватки алюминия часть конструкции (заднюю часть фюзеляжа и консоли крыла) заменили на деревянные, что утяжеляло конструкции и снижало летные данные и живучесть самолета в бою. Положение изменилось только в 1944 году.

 

В ходе серийного производства в конструкцию Ил-2 вносились различные улучшения. Например: были установлены дополнительные 4 - 6-мм бронеплиты сверху заднего бензобака, над мотором и головой летчика. Подкосы основных стоек шасси - усилены. Так же была дополнительно усилена хвостовая деревянная часть самолета. Объем заднего бензобака увеличили. На воздухозаборник двигателя установили противопыльный фильтр. На самолет также поставили новое оборудование: дополнительный электробомбосбрасыватель, систему заполнения бензобаков инертным газом, более удобный визирный прицел ВВ-1, радиополукомпас РПК-10 (не на всех самолетах). С мая 1943 года на самолет стали устанавливать фибровые протектированные бензобаки. Они лучше обеспечивали герметичность при простреле их пулями, а кроме того были легче на 55 кг. К сожалению кабина стрелка устанавливалась вне бронированного корпуса, бронированный корпус, полностью защищающий стрелка и "ремонтный комплект" для дооборудования штурмовика в полевых условиях выпустили только весной 1944 года, а самолет запустили в серию лишь весной 1945 года. Таким образом в 1944 году на фронтах появились только "доработанные" в полевых условиях штурмовики с улучшенным бронированием.

Недостаточные летные данные самолета и бронирование удалось преодолеть только с установкой более мощного 2000 сильного мотора АМ-42, с его установкой и появился новый штурмовик Ил-10, но к сожалению он появился слишком поздно - только в 1944 году.

Вооружение. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т.д.

Первоначально на самолете планировалось установить четыре пулемета ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, один пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов.

Испытывались варианты установки пушек ШВАК и МП-6. Приказом Шахурина № 462 от 21.05.41г. пушка МП-6 была снята с производства и с ноября 41-го Ил-2 выпускались только с пушками ВЯ-23 с боезапасом 150 снарядов на ствол.

На всех серийных Ил-2 были сохранены два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с суммарным запасом 1500 патронов.

 

Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки НС-37 калибра 37 мм, используемых против бронетехники врага, хотя широко разрекламированное поражение танков от артогня авиации вряд ли было таковым. Поражение тяжелых танков из авиационных пушек могло происходить только при прямом вертикальном попадании в крышку танка, и фактически потери танков от артогня авиации за войну составляли 4-5%, хотя в отдельных операциях потери достигали 10-15%. Дело еще и в том, что пушки калибра 37-мм имеют большую отдачу. Установленные на крыле, на значительном расстоянии от продольной оси самолета, они при стрельбе начинают разворачивать самолет. В результате при стрельбе получается сильное рассеивание снарядов 37-мм пушек, и прицельный огонь по таким малоразмерным объектам, как танки, весьма затрудняется. Так, например, во время испытаний Ил-2 с пушками НС-37, проведенных в НИИ ВВС в 1943 году, выяснилось, что поражение среднего танка противника снарядом 37-мм пушки в принципе возможно — подкалиберным снарядом пробивалась броня до 110 мм, — но из всего боекомплекта в 120 снарядов (по 60 на каждую пушку) только 3% или 4 снаряда достигали цели.

 

Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все в полосе 15х75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 г.

 

В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов Второй мировой войны. "Самолет-солдат" - так называли его фронтовики.

 

Характеристики штурмовиков Су-2 Ил-2 Ил-2 Ил-10
Год выпуска 1941 1942 1943 1944
Экипаж, чел 2 2 2 2
Размеры
Размах крыла, м 14.3 14.6 14.6 13.4
Длина самолета, м 10.25 11.6 11.6 11.12
Площадь крыла, м2 20.0 38.5 38.5 30.0
Мотор
Тип М-88 АМ-38 АМ-38Ф АМ-42
Мощность, л.с. 1100 1600 1720 2000
Массы и нагрузки, кг
Нормальная взлетная 4345 5670 6180 6300
Максимальная взлетная 4555 5870 6380 6500
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 375 391 403 507
Максимальная скорость км/ч 467 416 414 551
на высоте, м 6600 2350 1000 2800
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1190 740 685 800
Вооружение
Бомбовая нагрузка кг нормальная 400 400 400 400
максимальная 600 600 600 600
Вооружение, число пулеметы 5-6 2 3 3
пушки - 2 2 2
Реактивные снаряды 8-10 8 4 4
Авиационные гранаты - - - 10

 

общий чертеж Ил-2 штурмовика

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

Источники:

"История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг" /В.Б. Шавров/

"Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/

"Самолеты ОКБ имени Ильюшина" /Под редакцией Г.В. Новожилова/

"Советские самолеты" /А.С. Яковлев/

"Штурмовики Красной армии" /В.И. Перов, О.В. Растренин/

 

© 2005 Air Pages

 

Самолет Ил-2

 

 

Самолет ЦКБ-55 (БШ-2 бронированный штурмовик второй) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Первые испытания данного самолета начались 2 октября 1939 года. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы. 12 октября 1940 года В.К.Коккинаки начал летные испытания второго варианта такого самолета - ЦКБ-57. На этот самолет установили менее высотный мотор, но более мощный мотор АМ-38, созданный в КБ А.А.Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения машины и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Самолет успешно прошел все заводские испытания, но с серийным выпуском данного самолета не спешили. Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в 1941 году, а первые боевые подразделения, на вооружении которых находился этот самолет, сформировали перед самой войной. Появления Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Они действовали с большим успехом против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7, 62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и.т.д. Боевое применение Ил-2 выявило крупный его недостаток, приводивший к большим потерям - уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы. Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В КБ С.В.Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 года на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. С 1943 года Ил-2 выпускается с более мощным мотором АМ-38Ф. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность. Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 году на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм, снаряды которых, при удачном попадании, могли даже поражать тяжелые танки. Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все танки в полосе 15 на 75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 году. В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших стран. Всего было построено рекордно большое число этих самолетов - 36163 экземпляра

 

Лётно-технические характеристики Ил-2М:

 

Тип: двухместный штурмовик.

Силовая установка: один поршневой двигатель Микулина АМ-38Ф мощностью 1282 кВт (1720 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 1500 м (4920 футов) 410 км/час (255 миль/час); практический потолок 4525 м (14845 футов); дальность полета 765 км (475 миль).

Веса: снаряженного - 4525 кг (9976 фунтов); максимальный взлетный 6360 кг (14021 фунт).

Размеры: размах крыла 14,6 м (47 футов 10,75 дюйма); длина 11,65 м (38 футов 2,5 дюйма); высота 4,17 м (13 футов 8 дюймов); площадь крыла 38,5 кв. м (414,42 кв. фута).

Вооружение: две пушки ВЯ калибра 23 мм и два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) (все установлены на крыле), а также один пулемет УБТ калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в задней кабине; бомбы по 100 кг (220 футов) (четыре внутри и две под фюзеляжем) или две бомбы по 250 кг (551 фунт) под фюзеляжем; восемь ракет РС-82 или четыре ракеты РС-132 на подкрыльных подвесках.

 

 

Ил-2 НС-37

 

 

Разработчик: ОКБ Ильюшина

Страна: СССР

Первый полет: 1943

Тип: Тяжелый противотанковый штурмовик

 

Ил-2 НС-37 штурмовик СССРК весне 1943 г. единственными бронецелями вермахта, с которыми "Илы" еще могли успешно бороться, применяя пушечное вооружение, остались лишь легкобронированные бронемашины, бронетранспортеры, а также САУ (типа "Wespe" и т.д.) и противотанковые СУ (типа "Marder-M" и "Marder-III"), созданные на базе легких танков. Собственно легких танков в составе панцерваффе на Восточном фронте к этому времени уже почти не осталось. Они были вытеснены более мощными средними и тяжелыми танками.

 

В этой связи с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации Красной Армии Постановлением ГКО № 3144 от 8 апреля 1943 г. завод № 30 обязывался выпускать двухместные штурмовики Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. Боезапас пулеметов ШКАС и УБТ сохранялся прежним. В мае месяце завод должен был изготовить 50 новых штурмовиков, в июне - 125, в июле - 175 и с августа перейти на выпуск всех самолетов с крупнокалиберными авиапушками.

 

Боекомплект к пушке НС-37 состоял из патронов с бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ-37) снарядами.

Бронебойные снаряды предназначались для поражения наземных бронированных целей, а осколочные - для поражения воздушных целей. Кроме того, для новой пушки был разработан и подкалиберный снаряд, обеспечивающий пробитие брони толщиной до 110мм.

 

В апреле 30-м авиазаводом было изготовлено 5 Ил-2 с НС-37 головной серии, один из которых (зав. № 302349) 27 мая поступил на государственные испытания в НИИ ВВС КА. Последние после выполнения 26 полетов с налетом 11 час. 35 мин. успешно завершились к 22 июня 1943 г. (ведущий летчик-испытатель А.И.Кабанов, ведущий инженер В.С.Холопов, летчики облета майор А.К.Долгов и инженер-майор А.В. Синельников).

Предъявленный на госиспытания штурмовик отличался от серийных Ил-2 только установкой двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и отсутствием PC. Нормальная бомбовая нагрузка - 200 кг.

 

Ленточное питание пушек НС-37 позволило специалистам ОКБ С.В.Ильюшина разместить их непосредственно у нижней поверхности крыла с использованием конструктивно очень простого и быстроразъемного крепления. Пушки закрывались относительно небольшими обтекателями, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся створок. Боекомплект к каждой пушке укладывался непосредственно в отсеки крыла. Вес одной пушки НС-37 с боекомплектом равнялся 256 кг.

При полетном весе 6277 кг максимальная скорость штурмовика на высоте 1320 м составила 387 км/ч, у земли - 375 км/ч. Практический потолок нового самолета не превышал 5200 м, при этом время подъема на высоту 1000 м составляло 3 мин. Максимальная дальность полета штурмовика не превышала 685 км.

 

По сравнению с серийными "Илами" вооруженными пушками ШВАК или ВЯ, Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.

 

Ухудшение пилотажных характеристик нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с большим разносом масс по размаху крыла и наличием обтекателей пушек, ухудшающих общую аэродинамику самолета. Во всем диапазоне центровок Ил-2 с НС-37 не имел продольной устойчивости, что существенно снижало прицельность стрельбы в воздухе. Последнее усугублялось сильной отдачей пушек при стрельбе из них. По данным НИИ АВ ВВС КА (письмо начальника НИИ АВ генерал-майора М.В.Гуревича от 19.11.1943 г. на имя С.В.Ильюшина) максимальная сила отдачи, действовавшая в течение около 0,03 сек, на наземном станке (существующая в то время аппаратура не позволяла произвести измерение "фактической силы отдачи" на самолетах и тем более при стрельбе в воздухе) составляла весьма значительную величину - порядка 5500 кг, а среднее значение силы отдачи примерно равнялось 2500 кг. Все это приводило к большому рассеиванию снарядов при стрельбе в воздухе.

 

Полигонные испытания, проведенные в НИИ АВ ВВС КА, показали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 необходимо вести только короткими очередями длиной не более 2-3-х выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. Поправка в прицеливание в этом случае в принципе была возможна.

 

При стрельбе из одной пушки попадание в цель было возможно только первым выстрелом, так как штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и поправка в прицеливание становилась практически невозможной. Поражение же точечных целей - танков, бронемашин, автомобилей и т.д. при нормальной работе пушек было возможным.

 

При этом попадания в танки были получены лишь в 43% вылетов, а число попаданий к израсходованному боекомплекту составило 2,98%.

 

Анализ результатов полигонных испытаний показывает, что поражение 37-мм снарядом БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких немецких танков, бронемашин и бронетранспортеров всех типов, а также САУ типа "Wespe" и противотанковых СУ типа "Marder-II" и "Marder-III" обеспечивалось с дистанции до 500 м с любого направления. Средние немецкие танки типа StuG 40 (штурмовое орудие), Pz. III Ausf L/M и Pz. IV Ausf G/H, а также появившиеся позже StuG IV и истребитель танков Jgd Pz IV/70 с толщиной брони на бортах до 30 мм могли поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с планирования под углами 5-10° с высот 100 м. В этом случае атаку необходимо было производить сбоку или сзади, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.

 

Попадания снарядов этой пушки в ролики и другие детали ходовой части танков всех типов производили существенные разрушения, выводящие последние из строя.

 

В выводах отчета по Государственным испытаниям особо обращалось внимание на то, что летный состав, летающий на самолетах Ил-2, вооруженных пушками НС-37, должен пройти специальную подготовку в ведении прицельной стрельбы короткими очередями по малоразмерным целям (отдельные танки, автомашины, и т.д.). Тридцатому авиазаводу НКАП и ОКБ-16 НКВ рекомендовалось срочно установить на пушку дульный тормоз.

Кроме того, указывалось, что Ил-2 с НС-37 необходимо было испытывать с боекомплектом к пушкам по 50 снарядов и нормальной бомбовой нагрузкой в 100 кг, как было записано в Постановлении ГКО.

 

В дальнейшем все серийные Ил-2 с НС-37 выпускались именно в таком варианте вооружения. Летно-технические данные самолета несколько улучшились. При полетном весе 6160 кг максимальная скорость на высоте 1320 м составила 405 км/ч, у земли - 391 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м - 2,2 мин.

 

Как видно, при установке пушек НС-37 на двухместный Ил-2 конструкторы столкнулись с теми же проблемами, что и при установке на одноместный "Ил" пушек ШФК-37.

 

Основным же средством борьбы с немецкими танками в этот период войны стала противотанковая авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении ВВС КА авиабомбы массой 2,5 кг - ПТАБ-2,5-1,5. Новая авиабомба была разработана в ЦКБ-22 под руководством И.А.Ларионова.

 

Действие новой бомбы сводилось к следующему. При ударе о броню танка срабатывал взрыватель, который через тетриловую детонаторную шашку вызывал детонацию заряда взрывчатого вещества. При детонации заряда, благодаря наличию кумулятивной воронки и металлического конуса в ней, создавалась кумулятивная струя, которая, как показали полигонные испытания, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° с последующим разрушающим действием за броней: поражение экипажа танка, инициирование детонации боеприпасов, а также воспламенение горючего или его паров.

 

Минимальная высота, обеспечивающая выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка и безотказность ее действия, равнялась 70 м.

 

В бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 192 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах мелких бомб (по 48 штук в каждой) или до 220 штук при их рациональном размещении навалом в 4-х бомбоотсеках.

 

При сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь, равную в среднем 15 м2, при этом, в зависимости от бомбовой загрузки, общая область разрывов занимала полосу 15х( 190-210) м2, что обеспечивало практически гарантированное поражение находящегося в этой полосе любого танка вермахта. Дело в том, что площадь, занимаемая одним танком, составляла величину порядка 20-22 м2, а попадание хотя бы одной бомбы в танк было вполне достаточным для вывода его из строя, в большинстве случаев безвозвратно.

 

Таким образом, ПТАБ представляла собой довольно грозное оружие для того времени. К слову сказать, Главный конструктор ЦКБ-22 И.А.Ларионов за создание ПТАБ-2,5-1,5 и взрывателя к ней АД-А в январе 44-го был награжден орденом Ленина, а в 1946 г. - удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

 

Лётно-технические характеристики

 

Модификация

Ил-2 (НС-37)

Размах крыла, м

14.60

Длина, м

11.60

Высота, м

4.17

Площадь крыла, м2

38.50

Масса, кг

пустого самолета

4625

нормальная взлетная

6160

Тип двигателя

1 ПД Микулин АМ-38Ф

Мощность, л.с.

номинальная

1 х 1575

взлетная

1 х 1720

Максимальная скорость , км/ч

у земли

391

на высоте

405

Практическая дальность, км

685

Скороподъемность, м/мин

455

Практический потолок, м

6000

Экипаж

2

 

Вооружение

две 37-мм пушки НС-37 (по 50 снарядов на ствол),

два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет)

100 кг бомб (в перегрузку 200 кг) - до 220 ПТАБ-2,5-1,5

 

 

* Скачать чертежи Ил-2 и специальный сдвоенный выпуск "Авиация и Космонавтика" посвященный этому штурмовику

 

 

***

В России остались летающие самолеты времен Великой Отечественной

 

3

 

 

Ильюшин конструктор Ил-2Но на прошедшей на территории Монинского музея авиации 13-15 августа международной военно-исторической выставке "Асы II Мировой Войны" летали практически только раритетные самолеты, принадлежащие коллекционерам из Западной Европы.

 

По сведениям, полученным в Федерации легкой авиации (ФЛА), за день-два до начала мероприятия полеты отечественных самолетов времен Великой Отечественной были запрещены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александром Нерадько. Поэтому неудивительно, что "летающей звездой" стал американский бомбардировщик В-25 "Митчелл", отполированная алюминиевая обшивка которого блестела на солнце. Вторым пилотом на В-25 был генерал-полковник Василий Решетнев, летавший на этом бомбардировщике в годы войны (самолеты поставлялись в СССР по ленд-лизу). "Тряхнув стариной" генерал увел боевую машину сразу далеко от аэродрома и она в течение всего полета только пару раз пролетала над зрителями. И даже Як-11, который пилотировал бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Дейнекин, принадлежит коллекционеру из Чехии.

 

Сама же выставка явилась практически генеральной репетицией к подобному мероприятию будущего года, когда по всему миру будут проводиться торжества по случаю 60-летия Победы. Руководство ВВС обещает тогда показать в воздухе и советские истребители времен Великой Отечественной, которые вместе с бомбардировщиками и Ту-2 и Пе-2 в этот раз разместились на полевом аэродроме.

 

Но ведь есть у нас летающие "ретросамолеты". Так истребитель И-15бис летал на МАКС-2003, правда тогда г-н Нерадько занимал другой пост. И своим приказом он практически указал умельцам, восстанавливающих извлеченные из лесов и болот самолеты - ребята, продолжайте продавать их на Запад, в небе Отечества им делать нечего.

 

Действительно, работающая в Новосибирске "Авиареставрация" восстановила по новозеландской технологии несколько И-16 и бипланов И-153 "Чайка". Практически все они теперь находятся "за бугром" и выступают в тамошних авиашоу. Последнее проведено 10-11 июля этого года в английском городе Дюксфорд, в котором "Чайка" и приняла участие.

 

Остановить уничтожение советских боевых самолетов, в том числе послевоенных реактивных надо приостановить, хотя это вряд ли удастся. В лихолетье 90-х их снимали с многочисленных постаментов перед школами, в парках культуры, резали и несли во Вторцветмет.