December 12 2018 23:40:31
Навигация
Последние статьи
· Смена-Символ, обзор ...
· Харьков 40 - обзор и...
· Электроника 55, обзо...
· Смена-8М обзор и раз...
· Электроника ФРН-0,3/...
· Jantar или Янтарь - ...
· ЗИМ 2602 - описание ...
· CHIYU CY-609 обзор и...
· Арабо-израильские во...
· Forsa GeForce FX5500...
· WSI 4 Ома, 5 Вт - не...
· RADO jubile, часы - ...
· DJH C110 Diamond кит...
· ДМ 05100 - обзор и р...
· Sony MC-60 Microcass...
Просмотр темы
 Распечатать тему
Тактика использования диверсионно-штурмовых средств в ВМВ
Pretich
Тактика использования диверсионно-штурмовых средств во Второй Мировой войне

ДИВЕРСИОННО-ШТУРМОВЫМИ силами и средствами флотов капиталистических государств (человекоуправляемые торпеды, сверхмалые подводные лодки, боевые пловцы и взрывающиеся катера), по данным зарубежной печати, в ходе второй мировой войны было уничтожено кораблей и судов общим тоннажем около 544 тыс. т, в том числе 6 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев, и повреждено 5 линейных кораблей, крейсер и несколько транспортов.

На эти силы возлагались следующие задачи: атака и уничтожение боевых кораблей и транспортов в базах, на подходах к своему побережью и в море; плавучих сооружений на рейдах и в гаванях; подрыв мостов и гидротехнических сооружений на реках; минная разведка и частичная ликвидация минных полей в зоне противодесантной обороны противника; разведка побережья и диверсионные действия на берегу.

Человекоуправляемые торпеды транспортировались в специальных герметических контейнерах, смонтированных на палубе большой подводной лодки-носителя, имели скорость 2,5—4 уз, дальность хода 10—18 миль, могли следовать на глубинах до 30—60 м и нести боевой заряд 300—350 кг («Майяле» — Италия, «Шериотс» — Англия). У немецких «Негеров» дальность хода была 28—30 миль. В район боевых действий их доставляли по железной дороге или на автомашинах.

Техническое состояние и надежность материальной части этого вида оружия были низкими. Ограниченная видимость, плохие мореходные качества (до 3—4 баллов) и примитивные навигационные приборы затрудняли выход к объекту атаки.

Несмотря на это, с помощью человекоуправляемых торпед были достигнуты некоторые успехи. Примером служит операция итальянской 10-й флотилии MAC (специальных средств) против английских линейных кораблей «Куин Элизабет» и «Вэлиент», находившихся в Александрии.

18 декабря 1941 г., форсировав минное заграждение, подводная лодка «Шире» подошла к заграждению порта Александрия на расстояние 1,3 мили. С наступлением темноты она всплыла в позиционное положение для выхода водителей и старта трех торпед. Погода была благоприятной, и водители человекоуправляемых торпед направились по заранее разработанному маршруту. Воспользовавшись тем, что сетевые заграждения были открыты для прохода эскадренных миноносцев, они проникли в порт и закрепили боевые заряды торпед под двумя линкорами и танкером. Установив время взрыва на часовых механизмах, диверсанты отошли от места операции, всплыли и были взяты в плен англичанами. В результате диверсии два линкора оказались сильно поврежденными, а танкер затонул.

Основным преимуществом этого оружия являлась внезапность. Так, немецкие «Негеры» использовали его против флота вторжения в июле 1944 г., потопив в Ла-Манше крейсер «Дрэгон» и 2—3 корабля меньшего водоизмещения. Диверсанты стартовали из устья Сены и осуществляли свободный поиск в заливе, проводя в воде по 5-6 ч, атакуя с дистанции 300—500 м. Однако после организации союзниками противодиверсионной обороны гитлеровцы больше не могли добиться успехов.

Японское командование после потери инициативы на Тихом океане обратилось к «решающему оружию», спроектировав и построив человекоуправляемые торпеды «Кайтен». Однако использование их в 1944 г. против американских кораблей, стоявших на якоре, вследствие сосредоточения средств противолодочной обороны в районе стоянок оказалось неэффективным. Японцы пытались изменить тактику и атаковать корабли на переходе морем, используя преимущество в скорости, но точных данных об успешности атак не имеется (Военно-исторический журнал. 1982. № 8. с. 66. 67).

Представляет интерес форсирование человекоторпедами сетевых заграждений. Они проходили через открытые боновые ворота или подныривали под сети, не доходившие до грунта. Иногда водители приподнимали нижнюю часть сетевого полотна и проводили под ним торпеду, как, например, английские диверсанты в порту Палермо 29 декабря 1942 г., минировавшие итальянский крейсер «Ульпио Трайяно», 3 миноносца и транспорт.

Всего этим видом оружия было потоплено 2 крейсера, 10 эсминцев и других боевых кораблей и вспомогательных судов, 16 крупных транспортов и танкеров водоизмещением около 140 тыс. т и повреждены линейные корабли «Куин Элизабет» и «Вэлиент».

Сверхмалые подводные лодки (водоизмещение 10—20 т, дальность хода под водой 40—120 миль, глубина погружения 30—60 м, экипаж 1—4 человека) несли 1—2 торпеды калибром 533 мм или 2 заряда весом по 2 т каждый. К району боевых действий они транспортировались в специальных ангарах (Япония), или буксировались боевыми подводными лодками (Англия), или перевозились по железной дороге (Германия). К объектам атаки следовали в надводном или подводном положении под бензиновым двигателем или электромотором со скоростью 3—6 уз.

Немцы создали более 400 единиц типа «Бибер» и «Зеехунд», японцы — около 500 единиц, англичане — свыше 60. На них возлагались большие надежды, однако результативность боевых действий оказалась невысокой. Слабое техническое оснащение, ненадежность систем управления, перебои в работе материальной части нередко приводили к срыву выполнения задачи.

На немецких «Биберах» водители из-за переутомляемости и частых отравлений бензиновыми парами и углекислым газом засыпали на своих местах, теряли сознание и погибали. Из-за несовершенства приборов кораблевождения многочисленные неудачи постигали их при прорыве в базы противника, форсировании заграждений и т. д. Вследствие неудовлетворительных мореходных качеств (плавание при состоянии моря до 4 баллов) их нельзя было использовать в свежую погоду, при малой видимости.

В 1944 г. немецко-фашистское командование, получив от промышленности большую серию сверхмалых подводных лодок, рассчитывало противопоставить их флоту вторжения союзников.

Первый опыт использования лодок типа «Бибер» благодаря внезапности дал вполне удовлетворительный результат. 29—30 августа 1944 г. из Фекана в бухту Сены вышли 18 таких лодок. Уничтожив транспорт типа «Либерти» и одно десантное судно, они возвратились без потерь в базу. Однако дальнейшее их применение из-за низких технических качеств показало полную непригодность для выполнения задач.

Более усовершенствованные сверхмалые подводные лодки «Зеехунд» действовали в морском районе между Темзой и Шельдой, а также в проливе Па-де-Кале с января по апрель 1945 г. Всего в операциях участвовало более 70 «Зеехундов», уничтоживших суда общим водоизмещением около 100 тыс. т. Этот успех объясняется, во-первых, хорошо поставленной разведкой гитлеровцев, которые точно знали состав конвоев, время их выхода, маршрут перехода. Во-вторых, на всем протяжении пути Темза—Шельда через каждые 2 мили были установлены светящиеся буи. «Зеехунды», находясь вблизи коммуникации, ожидали прохождения очередного конвоя и атаковывали его на перископной глубине с малых дистанций. Сами они практически были незаметны ни для зрительных, ни для радиолокационных средств. В последний раз «Зеехунды» привлекались для выполнения транспортных задач при снабжении немецких войск, осажденных в районе Дюнкерка в апреле 1945 г.

Японские сверхмалые подводные лодки начали использоваться в декабре 1941 г., когда было предпринято нападение на Пёрл-Харбор. Пять экипажей стартовали с лодок-носителей в 8 милях от базы. Вход в гавань, закрытый противолодочными сетями, к утру был открыт. Однако лишь одна лодка проникла туда и атаковала док, стоявший в Пёрл- Сити, после чего была потоплена эскадренным миноносцем, две пропали без вести, четвертая уничтожена дозорным кораблем на входе на рейд, пятая, сев на камни, была захвачена американцами.

31 мая 1942 г. в 10 милях от входа в гавань Диего-Суарес (о. Мадагаскар) с носителей стартовали две японские лодки. Не встретив противодействия со стороны противолодочных сил, они проникли в гавань, торпедировали линейный корабль «Рамиллис» и потопили крупный танкер.

Последние диверсии японцы совершили в декабре 1944 — марте 1945 г. в районе о. Минданао в противодесантных боевых действиях и во время действий на морских коммуникациях. Базируясь на острова Давао, Замбоанг и Себу, они выходили в атаку по кораблям и судам противника по данным берегового наблюдательного пункта, установленного у пролива Суригао (Военно-исторический журнал, 1981. № 1. с. 60). За указанный период ими было потоплено 5 транспортов, 2 крейсера, 5 эскадренных миноносцев и авиатранспорт.

О возможностях сверхмалых лодок свидетельствует операция англичан против немецких кораблей, находившихся в Альтен-фьорде. 11 сентября 1942 г. 3 диверсионные лодки в 60 милях от входа в бухту отошли от своих буксировщиков и, самостоятельно форсировав минные поля в надводном положении, в подводном вошли на рейд. Двум из них удалось минировать линейный корабль «Тирпиц» (экипажи сдались в плен). В установленное время произошли два сильных взрыва, в результате которых линкор получил тяжелые повреждения.

Подобную операцию англичане провели против японских сил в Сингапуре 26 июля 1945 г. В ней участвовали 2 сверхмалыё лодки, которые начали движение в 40 милях от входа в порт, форсировали минные заграждения, боевыми зарядами повредили крейсер «Такао» и благополучно вернулись в район встречи с буксировщиками.

Успех боевой деятельности этих сил в решающей степени зависел от обстановки на театре. Например, англичане достигли положительных результатов благодаря господству флотов союзников в районах действий, японцы при обороне Филиппин — вследствие незначительного противодействия противника в зоне ПДО и хорошо организованного наведения лодок на объекты атаки.

Повышению успешности действий способствовало бы наличие гидроакустических средств. Малоразмерная и почти бесшумная лодка, используя маневрирование, лежание на грунте и другие тактические приемы, могла бы без всплытия на перископную глубину, ориентируясь только по шумам на противолодочные корабли, скрытно прорваться к объекту атаки и применить оружие даже при наличии сильной ПЛО.

Опыт второй мировой войны показал, что деятельность сверхмалых лодок была эффективна в основном при ударах по кораблям, стоявшим на якоре в гаванях, портах и на рейдах. Особенностью прорыва их в базы во всех случаях являлось форсирование сетевых заграждений через проходы, которые открывались для входа или выхода кораблей, нередко вблизи брандвахтенного судна.

Всего сверхмалыми лодками были уничтожены 33 транспорта и судна общим водоизмещением около 230 тыс. т, 3 крейсера, 5 эскадренных миноносцев и повреждены линейные корабли «Аризона», «Рамиллис», «Тирпиц».

Боевые пловцы использовались всеми воевавшими на море капиталистическими странами.

С 1942 г. развернулась деятельность итальянских подводных диверсантов, которые атаковывали транспорты союзников, направлявшиеся через Гибралтар в Александрию и другие порты Средиземного моря. 14 июля 1942 г. 12 боевых пловцов в районе бухты Альхесирас повредили 4 транспорта, стоявшие на якоре, общим водоизмещением до 10 тыс. т.

11 ноября 1942 г. англичане и американцы высадили крупный десант в Северной Африке. Итальянское командование приняло решение атаковать боевыми пловцами суда противника в Алжирском порту. 12 декабря подводная лодка «Амбра», имея на борту 3 человекоуправляемые торпеды с водителями и 10 боевых пловцов с боевыми зарядами, прибыла на рейд Алжира.

Благодаря тому что противолодочная оборона порта еще не была организована, диверсионные средства проникли в порт, уничтожили 2 (8500 т) и повредили 3 транспорта (19 тыс. т). Подводная лодка-носитель благополучно возвратилась в базу, а диверсанты, оставшиеся в живых, сдались в плен.

Гитлеровское командование активно использовало диверсионно-штурмовые средства при отражении высадки десанта союзников во Франции в 1944 г. В тот период немецкие боевые пловцы осуществили 24 вылазки. Иногда они достигали успеха. Так, в 1944 г. они взорвали 2 моста через реку Орн, батарею 150-мм пушек, антверпенский шлюз и другие объекты.

В начале 1944 г. японцы также создали специальные отряды боевых пловцов. Дыхательные аппараты позволяли им погружаться до 60 м. Вооруженные шестовыми минами, которые взрывались при ударе о борт корабля, боевые пловцы, как правило, погибали. Им удалось уничтожить и повредить несколько транспортов и десантных судов при отражении американских десантов на острова Тихого океана.

В ходе подготовки Нормандской операции 8 английских боевых пловцов, доставленных к побережью подводной лодкой, на различных расстояниях от берега произвели промеры глубины моря в часы прилива и отлива, определили грунт, течения, плотность подводных заграждений противника.

При высадке десанта 6 июля 1944 г. английский эскадренный миноносец спустил на воду четыре плоскодонных баркаса с подразделением боевых пловцов из 120 человек, которые в значительной степени устранили и обезвредили ловушки, установленные немцами в неглубоких прибрежных водах и на берегу.

Американцы использовали подводных диверсантов крупными подразделениями (до 200 человек) в ходе комбинированных десантных действий на Маршалловых и Марианских островах, в районе островов Эниветок, Сайпан, Гуам. Сюда боевых пловцов доставляли на надводных кораблях, катерах и подводных лодках.

За время второй мировой войны боевые пловцы флотов воевавших капиталистических государств уничтожили или повредили 16 судов и транспортов противника общим водоизмещением около 70 тыс. т, взорвали несколько мостов и гидротехнических сооружений, обезвредили подводные заграждения при проведении десантных и противодесантных операций.

Надводные штурмовые средства (взрывающиеся катера) использовались только флотами Италии и Германии на Средиземном море и в районе нормандского побережья Франции.

26 марта 1941 г. два итальянских эскадренных миноносца, имея на борту по 3 взрывающихся катера типа МТМ, прибыли в назначенный район и спустили их на воду в 10 милях от побережья противника. Под покровом ночи катера незаметно прошли через 3 ряда боно-сетевых заграждений и атаковали стоявшие на рейде корабли и суда (о. Крит), в результате чего был поврежден крейсер «Йорк», потоплены 2 танкера и транспорт. Водители катеров были взяты в плен англичанами.

Вместе с тем хорошо организованная противокатерная оборона базы не позволяет эффективно использовать штурмовые средства. Это подтверждает неудавшаяся операция итальянцев 25 июля 1941 г. против английского конвоя, находившегося в Ла-Валлетта (о. Мальта), когда береговые батареи в течение 2 мин уничтожили 9 атакующих катеров.

Немецкие штурмовые средства типа «Линзе» действовали звеньями по 3 катера в каждом, 2 из них были начинены взрывчаткой, а третий являлся управляющим. Обнаружив объекты удара, водители распределяли цели и на малой скорости (для скрытности) сближались с ними, за несколько сотен метров все звено устремлялось в атаку. После выхода на боевой курс водители включали прибор дистанционного управления и выбрасывались за борт. Управляющий катер по радио контролировал наведение на цели, а затем подбирал из воды людей.

В период высадки союзников во Франции немецкие штурмовые средства 2 и 8 августа 1944 г. предприняли ночные массированные атаки. Ценой больших потерь они уничтожили эскадренный миноносец, танкер и 8 транспортов общим водоизмещением 43 тыс. т.

Таким образом, диверсионно-штурмовые средства флотов воевавших капиталистических государств использовались как средство ближнего боя. Дешевизна, возможность быстрого создания в больших масштабах, простота транспортировки обусловили появление их во флотах прежде всего как оружия, с помощью которого рассчитывали добиться выгодного соотношения сил на театре (Япония, Италия), или как нового «чудо-оружия», призванного предотвратить надвигающуюся катастрофу (Германия).

Несовершенная техническая разработка этих средств, нехватка хорошо подготовленного контингента личного состава, упрощенные взгляды на их боевое использование, слабое боевое обеспечение, а также возросшее противодействие противолодочной и противодиверсионной обороны не позволили достичь желаемых целей в полной мере.

После второй мировой войны подобные подразделения (особенно боевые пловцы) широко использовались флотами капиталистических государств, в том числе при агрессии США в Корее и Вьетнаме, во время арабо-израильской войны 1973 г. и англо-аргентинского конфликта.

В настоящее время во многих капиталистических странах придается большое значение развитию диверсионно-штурмовых средств. Так, например, в ВМС США сформированы части «специального назначения» — так называемые «алые каски» (подводные диверсанты), которые приписаны к тихоокеанскому (база Коронада) и атлантическому (Литтл-Крик) флотам. Одно такое соединение может выделить до 30 команд по шесть разведчиков-диверсантов, два отряда водолазов-подрывников (по четыре человека), звено быстроходных катеров поддержки и другие подразделения. В случае необходимости они будут придаваться любому из оперативных флотов, а также «силам быстрого развертывания». Аналогичные формирования имеются и в других флотах капиталистических стран.

Это оружие империализма может оказаться опасным для объектов советского флота. Изучение опыта боевого использования диверсионно-штурмовых средств в минувших войнах, анализ положительных и отрицательных сторон необходимо учитывать в боевой подготовке.


Капитан 1 ранга Г. КАРМЕНОК, доктор военно-морских наук, профессор


***
 
Перейти на форум:
Реклама
Последние комментарии
Новости
Нет комментариев
доступные
Статьи
Жутко. Когда вижу таки...
Привычка... хотя конеч...
В третьей статье у вас...
Часы в имперском стиле...
По первым часам - скро...
Фотогалерея
А мне танчики всегда н...
Помню я такие марки, у...
Так авиапочта же. Там ...
При Пол Поте марки нав...
Ничего себе, а что она...
Отдельные страницы
Нет комментариев
доступные
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал


Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

4,122,846 уникальных посетителей