November 18 2017 02:53:52
Навигация
Последние статьи
· Джинсы, всякое такое...
· Товарный паровоз сер...
· Мастер и Маргарита -...
· Становление русского...
· Поэзия Довженко - о ...
· Готика - архитектура
· 1944 - Ганс Фриснер,...
· Н. К. Крупская - Что...
· 1924 - Акт комиссии ...
· 1921 - Ходоки у Ленина
· 1924 - Сообщение Ком...
· 1924 - Уфимские деле...
· 1924 - Протокол осви...
· Н.К. Крупская - Прие...
· 1924 - Официальная и...
Иерархия статей
Статьи » География » Первые поиски Северо-Восточного прохода
Первые поиски Северо-Восточного прохода

ПЕРВЫЕ ПОИСКИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПРОХОДА


ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛЛОУБИ-ЧЕНСЛОРА

 

       В 1548 г. по совету С. Кабота и при его участии  в Лондоне организовано “Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и   даже доселе морским путем не посещаемых” Начальником экспедиции и командиром лучшего судна был назначен знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном крупнейшего корабля - Ричард Ченслор.

     10 мая 1553 г. флотилия оставила устье Темзы, но из-за сильных ветров и волнения в море только в августе достигла норвежского озера Сенья (у 69о с.ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря и судно Ченслора навсегда разлучилось с другими, которые зимой 1554 г. все погибли.

     Корабль Ченслора (штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю простоял в Варде, ожидая  Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа 1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дожидаясь разрешения, отправился санным путем в Москву. В мае 1554 г. Иван IV отпустил Ченслора с почетом, но под крепкой охраной. В 1555 г. Ченслор снова отправился на Русь, на этот раз как посол. Англичане получили от Ивана IV обещанные привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом. У шотландских берегов этот корабль потерпел крушение и Ченслор утонул.

 

ПЛАВАНИЕ СТИВЕНА БАРРОУ

 

     В 1556 г. Стивен Барроу был послан к Оби,  в надежде через Обь проникнуть в Китай. Его отчет дает верную характеристику условий плавания в Ледовитом океане.

      С Барроу начинается западноевропейская научная литература об Арктике. Очень важны для нас прямые указания Барроу на выдающиеся достижения русских поморов, свободно плававших по обе стороны Новой Земли.

    9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы.

     22 июня судно “Серчтрифт” вышел в море с русскими ладьями. По сравнению с замечательным мореходным искусством поморов: опытнейший английский моряк Барроу в условиях Арктики казался робким учеником. Медленно двигаясь на восток, вдоль берега, Барроу два дня неудачно пытался обогнуть Канин Нос.

        15 июля Барроу прошел через “опасный бар” Печоры, простояв там 5 дней, один двинулся в открытое море. Утром 21 июля “Серчтрифт” попал во льды. Выйдя из них, Барроу четыре дня следовал на восток и подошел  к острову у юго-западного берега Новой Земли и у 72о42 с.ш. нашел хорошую стоянку.

       31 июля Барроу стал на якорь у острова близ северо-западного берега Вайгача.

       6 августа Барроу расстался с русскими поморами на широте 70о25 с.ш. После разлуки с ними он очень мало продвигался на восток и 22 августа повернул обратно. Перезимовал Барроу в Холмогорах. Весной 1537 г. ему приказали  идти “на поиски некоторых английских судов”. Он описал Мурманский берег и составил первый краткий англо-немецкий словарь (около 100 слов).

 

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БАРЕНЦА

 

  За англичанами на поиски северо-восточного прохода двинулись голландцы. В июне 1594 г. из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте с заданием “открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии.

  Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон (сын Барента), прославившийся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц - фамилии у него как у человека простого происхождения не было.  Баренц повел свой корабль и яхту на северо-восток, с тем чтобы обогнуть с севера Новую Землю, за которой рассчитывал найти свободное ото льда море.

        4 июля он увидел мыс, видимо, Сухой Нос, западный мыс Северного острова (73о47 с.ш., 53о45 в.д.). Продвигаясь на север Баренц открыл остров Адмиралтейства (вторично после русских) и прошел пролив, отделяющий его от Новой Земли.

        29 июля Баренц открыл у 77о с.ш. “Крайний северный мыс Новой Земли, названный Ледяным” (мыс Карлсена), а 1 августа 1594 г. близ него - небольшие Оранские острова. “...Моряки не желали идти дальше. Поэтому ...он счел за лучшее... вернуться к другим кораблям, взяв курс к Вайгачу...” У Матвеева острова (69о28 с.ш.) флотилия соединилась. Баренц был удручен “поражением”, капитаны Най и Тетгалес ликовали.

        В сентябре все суда вернулись в Голландию. Два “победителя” были встречены с триумфом и возглавили в 1595 г. большую экспедицию. Баренц в ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей. Голландцы вернулись на родину, ничего не добившись.

 

ВТОРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ШПИЦБЕРГЕНА И СМЕРТЬ БАРЕНЦА

 

    Амстердамский сенат снарядил два корабля, командирами которых были назначены Якоб Гемскерк и Ян Рейп. Баренца обошли, но он согласился пойти штурманом с Гемскерком.

     Экспедиция двинулась в путь весной 1596 г. Рейп, вопреки мнению Баренца, настоял  на северном направлении, чтобы войти в “Полярное море”, якобы свободное ото льдов. Неожиданно под 74о26 с.ш. открылся остров, у которого был убит белый медведь, поэтому его назвали “Медвежьим”. Через 4 дня голландцы пошли дальше, взяв курс на север, с уклоном к востоку. 19 июля близ 80о с.ш. голландцы увидели землю, принятую ими за часть Гренландии с множеством заостренных вершин, поэтому назвали ее Шпицберген. Через 3 дня после неудачной попытки пробиться сквозь льды на северо-запад, голландцы повернули к югу.

        28 июня, обогнув мыс Фуглехуксен (“Птичий”), моряки проследили весь западный берег Земли Принца Карла и почти весь юго-западный берег Шпицбергена.

      1 июля 1596 г. корабли вернулись к Медвежьему острову. Здесь начались разногласия. Баренц настаивал на поисках прохода к востоку от Шпицбергена. Гемскерк присоединился к мнению Баренца и корабли разделились. Баренц и Гемскерк двинулись прямо на восток и 17 июля подошли к Новой Земле у 73о20 с.ш., а затем повернули на север.  В непрерывной борьбе со льдами они достигли 19 августа мыса Желания, а немного юго-восточнее - мыса Флиссингского (название дано Баренцем). Продвинуться дальше они не могли, а 26 августа 1596 г. остановились на зимовку в Ледяной Гавани. Почти все болели цингой, двое умерли. К середине 1597 г. перед отходом Баренц написал отчет о плавании и зимовке.

 

     20 июня 1597 г. Баренц  скончался. Его тело опустили в море, которое с 1853 г. начали называть Баренцевым.

    В 1871 г. найдена изба Баренца и вещи зимовщиков, в 1876 г. - отчет, а в 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,604,597 уникальных посетителей