September 25 2017 16:13:51
Навигация
Последние статьи
· СО-И0497 Saiman полн...
· JK-298 массажер, Кит...
· ЗП-220 звонок, СССР,...
· V-99 Hearing Aid - о...
· Cambridge Translator...
· Адаптер УКВ FM-U обз...
· SSBN-643 George Banc...
· Челябинск советский ...
· Г. Скребицкий "Хитра...
· Автомобили - реклама...
· Пармская обитель и с...
· Мирра Лохвицкая: Я х...
· XII в. Успенский и Д...
· XII в. Георгиевский ...
· Орхит - воспаление я...
Иерархия статей
Статьи » Морской флот » Боевое использование ракетных катеров в локальных войнах
Боевое использование ракетных катеров в локальных войнах

Боевое использование ракетных катеров в локальных войнах

 

 

 

Капитан 3 ранга В. Овсяников

Капитан-лейтенант А. Колпаков

 

Локальные войны — постоянные спутники империализма. Подготавливая и развязывая их, он пытается восстановить утраченные ранее позиции в каком-либо районе мира или по крайней мере не допустить ослабления сферы своего политического и экономического влияния. При этом для ведения боевых действий привлекаются силы и средства всех видов вооруженных сил, в том числе и ВМС.

 

«Военно-морское искусство в локальных войнах характеризовалось двумя чертами: во-первых, стремлением широко использовать формы и способы действий, апробированные еще в предыдущих войнах, и, во-вторых, проверкой новых способов вооруженной борьбы, соответствующих современному оружию. Это превратило поля сражений в своеобразный полигон для испытания вновь созданных образцов вооружения и боевой техники» [Горшков С. Г. Морская мощь государства. Изд. 2-е. — М. Воениздат, 1979]

 

Особенностью боевых действий на море в период индийско-пакистанского военного конфликта 1971 г. и арабо-израильской войны 1973 г. явилось широкое использование ракетных катеров и применение противокорабельных ракет. Большой интерес, проявляемый в военных кругах Запада к результатам проведенных боев, свидетельствует о широких возможностях этого оружия.

Военные действия между Пакистаном и Индией начались 21 ноября 1971 г. и через две недели закончились поражением Пакистана [Локальные войны. История и современность — М. Воениздат. 1981]. Военно-морские силы Индии перед началом конфликта имели в своем составе 72 корабля и катера и были более подготовленными к ведению боевых действий, чем флот Пакистана, который насчитывал около 30 боевых единиц. На флоте отсутствовали палубная авиация, специализированные противолодочные и десантные корабли, ракетные катера [Rivista Marittima, 1972, № 2, p. 19].

 

Перед ВМС Индии стояли следующие задачи: осуществить блокаду портов Пакистана и установить контроль над его морскими коммуникациями, чтобы воспрепятствовать подвозу вооружения, боеприпасов и других военных грузов морским путем и изолировать Восточный Пакистан от Западного; не допустить выхода в море кораблей противника и проведения операций против морских сил и баз ВМС Индии. Это требовало нанесения ударов силами морской авиации и корабельной артиллерии по военным объектам на морском побережье для уничтожения аэродромов, складов боеприпасов и горючего, средств наземного транспорта; действий на морских коммуникациях в Аравийском море и Бенгальском заливе, уничтожения пакистанских судов и захвата отдельных транспортов; обеспечения безопасности своих морских коммуникаций, обороны военно-морских баз и портов; оказания поддержки сухопутным войскам на приморском направлении.

 

Таким образом, сама постановка задач нацелила ВМС Индии на ведение активных наступательных действий на море [Przeglad Morski, 1977, № 5, s. 16—17].

 

ВМС Пакистана в составе вооруженных сил отводилась вспомогательная роль [Rivista Marittima, 1972, № 2, p. 28]. Задачами флота были охрана побережья страны и особенно подходов к военно-морским базам и портам, оборона их от атак индийских кораблей, недопущение высадки морских десантов, защита своих морских коммуникаций в Аравийском море и Бенгальском заливе путем организации конвоирования торговых судов. Кроме того, корабли ВМС должны были принимать участие в отражении налетов авиации противника на военно-морские базы в общей системе ПВО. В целом военное руководство Пакистана готовило свой флот к ведению боевых действий оборонительного характера [Przeglad Morski, 1977. № 15, s. 17].

 

В 14 часов 4 декабря 1971 г. Индия официально объявила о введении морской блокады Пакистана. Для уничтожения пакистанских боевых кораблей в базах и в открытом море, а также для нанесения ударов по военным объектам на морском побережье военно-морское командование Индии подготовило и провело две набеговые операции с использованием надводных кораблей против военно-морской базы Карачи. Для этого была сформирована ударная группа в составе 2 сторожевых кораблей и 3 ракетных катеров. В соответствии с планом атаку пакистанских кораблей должны были произвести катера ракетами класса «корабль—корабль». На сторожевые корабли возлагались задачи прикрытия с моря и нанесения вспомогательных артиллерийских ударов по береговым объектам. Предусматривалось также взаимодействие с индийскими ВВС.

 

Ночью 5 декабря ударная группа кораблей и ракетных катеров, соблюдая радиомолчание и маскировку, заняла исходную позицию. За 5 часов до этого индийские самолеты подвергли бомбардировке пакистанские аэродромы в районе Карачи, с которых осуществлялось прикрытие базы и порта. На дистанции около 20 миль от берега сторожевые корабли застопорили ход и легли в дрейф, а катера продолжали движение малым ходом, что ввело в заблуждение посты наблюдения. Для опознания и классификации целей командование базы направило эскадренный миноносец «Хайбер» (бывший английский типа «Бэттл»), находящийся в дозоре.

Обнаружив дозорный пакистанский эсминец, головной индийский ракетный катер атаковал и потопил его двумя ракетами, другой катер уничтожил тральщик «Мухафиз» [Marine Rundschau. 1974, № 1, S. 24]. После этого катера приблизились к берегу и выпустили две ракеты по порту Карачи. Вскоре на большой скорости подошли сторожевые корабли и обстреляли базу и находящиеся в ней пакистанские корабли, в результате чего был поврежден тральщик. Противодействия пакистанцы не оказали, и вся ударная группа без потерь полным ходом ушла из района [Marine Rundsthau. 1974, № 1, S. 7—26; Przeglad Morski, 1977, № 5, s. 17].

 

Имея уже определенный боевой опыт, индийский флот 9 декабря провел вторую операцию против ВМС Пакистана. Было сформировано специальное соединение в составе двух ударных групп. В одну из них вошли 2 сторожевых корабля и 4 ракетных катера, в другую — корабли с более мощным артиллерийским вооружением (крейсер, эсминцы и сторожевые корабли). Первая группа нанесла ракетно-артиллерийский удар по Карачи, выпустив 4 ракеты по нефтехранилищам и обстреляв военно-морскую базу. Корабли второй группы прошли вдоль побережья и подвергли артиллерийскому обстрелу ряд военных объектов. В ходе операции подожжены 32 из 34 нефтехранилищ, нанесены повреждения береговым военным объектам, четырем пакистанским и одному английскому судну. Индийские корабли и катера потерь не имели.

 

Анализируй боевые действия, командование ВМС Индии пришло к выводу, что флоту противника нанесено серьезное поражение, все порты Западного Пакистана надежно блокированы, а коммуникации в Аравийском море перерезаны [Marine Rundschau, 1974, № 1, S. 7—26]. Для обеспечения действий катеров использовались сторожевые корабли. Ударные группы состояли из небольшого количества артиллерийских кораблей (2) и катеров (4—5), маскировавшихся под малые тихоходные цели, что затрудняло их обнаружение и опознавание. Соблюдая радиомолчание ночью, они подходили на близкое расстояние к Карачи, а затем проводили стремительные атаки на больших скоростях, используя ракетное и артиллерийское оружие [Przeglad Morski, 1975, № 5, s. 17].

 

По мнению иностранных военно-морских специалистов, высокая эффективность использования ракетных катеров и достигнутые успехи объясняются тем, что, во-первых, индийское командование хорошо знало состав, состояние и возможности пакистанских ВМС и могло принять грамотное решение в соответствии с обстановкой. Во-вторых, было организовано тесное взаимодействие ракетных катеров и военно-воздушных сил. Так, 4 и 8 декабря 1971 г. авиация, нанеся бомбовые удары по аэродромам, расположенным в районе Карачи, вывела из строя взлетно-посадочные полосы. Пакистанская авиация не в состоянии была оказать противодействие ракетным катерам. В-третьих, в ходе боевой подготовки ВМС Индии, особенно в период, предшествующий вооруженному конфликту, основное внимание уделялось отработке задач совместного плавания и тактике применения ракетного оружия. Кроме того, безусловно, сказалось и то, что ракетным катерам противостояли устаревшие надводные корабли, не имевшие эффективных средств противоракетной обороны [Przeglad Morski, 1975, № 5, s. 17].

 

ВМС Пакистана, как считает большинства западных обозревателей, оказались неготовыми к противоракетной обороне, средства радиоэлектронной борьбы во время конфликта вообще не применялись.

 

В ходе войны ракетные катера получили признание как главная ударная сила флота Индии. Их наличие позволило вести интенсивные боевые действия в прибрежных районах против флота противника и по наземным объектам [Przeglad Morski, 1975, № 5, s. 17].

 

Опыт боевого использования ракетных катеров в индийско-пакистанском конфликте особенно широко использовался в арабо-израильской войне 1973 г., где тактика малых кораблей получила дальнейшее развитие. Эта четвертая и самая большая война на Ближнем Востоке после окончания второй мировой возникла как следствие агрессивной политики правящих кругов Израиля. Она продолжалась всего 13 дней (с 6 по 24 октября), но отличалась большой интенсивностью, широким размахом боевых действий. В войне принимало участие до 1 700 тыс. человек, 6 тыс. танков, 1800 самолетов и около 200 кораблей, оснащенных современным оружием и боевой техникой [Локальные войны. История и современность, с. 161]. Борьба на море носила в основном вспомогательный характер в вооруженном конфликте, тем не менее она имела серьезные последствия.

 

Малая продолжительность войны и скоротечность боев, а также отсутствие значительных десантных сил у обеих сторон не позволили флотам добиться каких-либо существенных результатов. Несмотря на это, как сообщается в западной печати, в отличие от прошлых войн боевые действия на море были более активными и оказали определенное влияние на исход войны [Зарубежное военное обозрение, 1974, № 3, с. 86].

 

Главные силы израильского флота дислоцировались в Средиземном море, на военно-морских базах Хайфа и Ашдод. Их основу составляли ранетные катера типа «Саар» французской постройки, оснащенные ракетами «Габриэль» Мк 1 класса «корабль—корабль» израильского производства. В 1973 г. флот был усилен первыми ракетными катерами израильской постройки типа «Решеф», которые превосходили по тактико-техническим характеристикам катера типа «Саар». Проводились также организационные мероприятия, направленные на централизацию руководства военно-морскими силами, совершенствование системы управления кораблями в море, организацию сбора и обработки информации о надводной обстановке в восточной части Средиземного и северной части Красного морей.

 

В процессе оперативной и боевой подготовки надводные корабли и катера в составе тактических групп отрабатывали нанесение ударов самостоятельно и во взаимодействии с ВВС по береговым объектам и кораблям противника в море. Большое внимание при этом уделялось вопросам РЭБ.

 

На ракетные катера командованием Израиля возлагались следующие задачи: нанесение ударов по силам флотов АРЕ и САР в их прибрежных водах; нанесение ударов по важным береговым военным объектам; несение дозорной службы; защита своих морских и прибрежных коммуникаций; огневая поддержка вертолетов при высадке ими диверсионных групп [Przegiad Morski, 1977, № 5, s. 19, 20].

 

Перед началом боевых действий командование ВМС Израиля высоко оценивало техническое состояние, боеспособность и боеготовность своего флота [Przeglad Morski, 1977, № 5, s, 19. 20; 1976, № 7, 8, s. 37]. Его сильными сторонами считались прежде всего хорошо отработанное взаимодействие между ВМС и ВВС, особенно в тактическом звене, активная морская разведка и надежность управления своими силами и т. д.

 

ВМС Египта и Сирии дислоцировались в основном в Средиземном море, на военно-морских базах Порт-Саид, Александрия, Латания и Тартус. Перед ними были поставлены следующие задачи: срыв морских коммуникаций Израиля, главным образом подвоза нефти из Персидского залива; блокада израильских военно-морских баз и портов; ограниченные десантные действия; нанесение ракетных и артиллерийских ударов по военно-морским базам, портам и важным целям, расположенным на побережье Израиля; защита своих морских коммуникаций и т. д. [Przeglad Morski, 1977, № 5, s. 19—20; 1976, № 7, 8, s. 37-38].

 

Из всех боев, проведенных военно-морскими силами Египта и Сирии с кораблями ВМС Израиля, наиболее динамичными считаются те, в которых впервые обеими сторонами применялись крылатые ракеты класса «корабль—корабль».

 

Бой ракетных катеров ВМС Египта с группой кораблей ВМС Израиля 9 октября 1973 г.

Бой ракетных катеров ВМС Египта с группой кораблей ВМС Израиля 9 октября 1973 г.

 

Вечером 8 октября ударная группа израильских ВМС в составе 5 ракетных катеров и 2 десантных кораблей с 4 вертолетами на борту патрулировали в 30—40 милях от побережья Египта на участке Дамиетта—Бальтим. Вертолеты вели разведку, а также совершали полеты на небольших высотах и малых скоростях, имитируя надводные цели. Операторы египетских береговых РЛС, обнаружив вертолеты, приняли их за катера противника. Для нанесения удара по ним была направлена ударная группа из 4 ракетных катеров, совершавшая в это время переход из Александрии в Порт-Саид. Командиру группы с берега были переданы данные об обнаружении кораблей, и он принял решение атаковать их.

 

Египетские катера, следуя вдоль берега на скорости 12 уз для маскировки под рыболовецкие суда, начали сближение с противником. Вскоре их обнаружили израильские вертолеты, которые на малых высотах стали отходить от побережья. Египетские катера при обнаружении вертолетов на экранах РЛС приняли их за корабли противника и с дистанции 17 миль произвели по ним первый залп из 6 ракет. На индикаторах РЛС египетских катеров отметки от всех четырех целей исчезли, так как вертолеты, заметив пуск ракет, набрали высоту. Египтяне посчитали, что все корабли противника уничтожены, и катера легли на курс в свою базу. Именно в это время их атаковали израильские вертолеты и катера. Шестью ракетами «Габриэль» Мк 1 они потопили 3 египетских ракетных катера.

В этот же день возвращавшиеся к своему побережью израильские корабли подверглись атаке патрулировавшего в районе Порт-Саида египетского катера, который тремя ракетами с максимальной дистанции (20 миль) потопил один катер.

 

В ночь на 16 октября ударная группа израильских катеров (три ракетных и один торпедный катер) в районе залива Абукир обнаружила две цели противника и начала сближение с ними для нанесения удара. Однако египетские катера, использовав преимущество в дальности стрельбы, первыми атаковали израильтян с максимальной дистанции и пятью ракетами потопили один торпедный и два ракетных катера. Уцелевший израильский катер поразил одной ракетой египетский катер. Вызванный ею пожар был быстро ликвидирован личным составом.

 

По признанию командования египетского флота, это была самая успешная атака за весь период боевых действий [Marine Rundschau, 1974, № 11, S. 663].

 

Всего в боевых действиях на Средиземном море принимало участие 8 ракетных катеров из 20, имевшихся в составе египетского флота. Они обычно действовали тактическими группами по два катера в каждой. На переходе в районы боевого патрулирования египетские катера в целях маскировки соблюдали полное радиомолчание, следовали прибрежными маршрутами на скорости 10—12 уз, имитируя рыболовецкие суда. Наведение катеров на объекты удара осуществлялось с КП ВМС по данным разведки и береговых РЛС.

 

Корабельные РЛС египтян обычно обнаруживали израильские катера на расстоянии 20—27 миль. Максимальная дальность стрельбы составляла 20 миль, минимальная — 11. Пуск производился залпом по 2—4 ракеты, с большим интервалом, достигавшим в отдельных случаях 10 мин и более. Послезалповый отход катера осуществляли вне зоны дальности стрельбы ракет «Габриэль». Однако это не всегда обеспечивало безопасность, так как часть египетских катеров не могла развивать ход более 24 уз из-за плохого содержания матчасти. Израильские катера, имеющие скорость хода до 30 уз, догоняли их и наносили ракетные и артиллерийские удары. В трех морских боях египетские катера уничтожили один торпедный и три ракетных катера противника, потеряв при этом 4 своих. Один египетский катер был поврежден. В целом за всю войну Египет потерял 7 ракетных катеров [Marine Rundschau, 1974, № 11, S. 654].

 

Боевые действия израильских кораблей характеризовались высоким напряжением. Уже в первый день войны в море было развернуто 12 ракетных катеров. Всего за период боевых действий они сделали более 100 выходов в море [Marine Rundschau, 1974, № И, S. 657].

 

Бой ракетных катеров ВМС Израиля с кораблями ВМС Сирии б октября 1973 г.

Бой ракетных катеров ВМС Израиля с кораблями ВМС Сирии б октября 1973 г.

 

Свой первый бой израильские ракетные катера провели с началом войны в районе порта Латания. Разнородная ударная группа из 5 ракетных катеров и 2 десантных кораблей с 4 вертолетами на борту при радиомолчании ночью совершила переход к сирийскому побережью. Катера должны были атаковать корабли противника, вертолеты — вести разведку, корректировать огонь с моря, наносить вспомогательные удары и ставить помехи. Отряд действовал двумя тактическими группами: 2 катера наносили удар по порту Латания с северо-запада, остальные — с юго-запада.

 

Находящиеся в ближнем дозоре сирийский торпедный катер и тральщик обнаружили первую тактическую группу противника в 25 милях от берега, о чем донесли на КП флота. Ракетным ударом израильских катеров эти корабли были потоплены. Затем вертолеты обнаружили 3 сирийских ракетных катера, совершавших переход в район порта Тартус. Сирийские корабли также обнаружили цели на дистанции 27 миль. Это были вертолеты, принятые ими за катера. Командир группы выслал один катер вперед по курсу на 4 мили для выявления боевого порядка противника. Но, не выявив ордера противника и не произведя окончательной классификации целей, он отдал приказание о ракетной атаке. Со всех катеров было выпущено 7 ракет с дистанций 13—19 миль.

 

После нанесения удара сирийские корабли со скоростью 24 уз стали отходить под прикрытие береговой артиллерии. Вертолеты и наведенная ими вторая группа израильских катеров на скорости 30 уз начали их преследовать, сблизились на дистанцию стрельбы ракетами «Габриэль» Мк 1 и нанесли по разрядившимся сирийским кораблям удар. Два ракетных катера затонули от прямых попаданий, а третий, уклоняясь от артобстрела, выбросился на берег, где был уничтожен вертолетами [Marine Rundschau, 1978, № 10, S. 638; № 11. S. 662, 663; Przeglad Morski, 1976, № 7, 8, s 40—41]. В этом бою, продолжавшемся около 2 часов, ВМС Сирии потеряли тральщик, торпедный и три ракетных катера [Marine Rundschau, 1978, № 10, S. 638; 1974, №. 11, S. 662; Przeglad Morski, 1976, № 7, 8, s. 38—39]. В ходе войны ракетные катера обеих сторон выпустили 16 ракет по различным береговым объектам. Эти удары совместно с действиями разведывательно-диверсионных групп, по оценке западных специалистов, способствовали успеху сухопутных войск на приморском направлении [Przrulad Morski, 1978. № 7, 8, s. 40, 41].

 

Израильские ракетные катера использовались в форме набеговых действий против кораблей и береговых объектов арабских стран, в составе ударных однородных и смешанных групп (три—пять ракетных и два-три торпедных или сторожевых катера). Наличие в них торпедных и сторожевых катеров повышало боевую устойчивость и усложняло противнику выявление состава сил противника. Бои проводились, как правило, в ночное время, что в сочетании с другими способами маскировки (прежде всего средствами РЭБ) способствовало организации внезапных ракетных ударов, наносимых с одного или нескольких направлений. Исходная позиция для атаки назначалась за пределами дальности обнаружения береговыми РЛС на расстоянии 30—40 миль от объектов нападения. В позицию ракетного залпа группа выходила на максимальной скорости, чаще всего на курсе погони. Ракетный удар наносили с дистанции 8—6 миль пуском 6—8 ракет «Габриэль» Мк 1 с каждого катера, обеспечивая минимально возможный интервал между пусками ракет. И после залпа решительно сближались с целями на дистанцию 6—2 мили для применения артиллерии. За период боевых действий израильские катера выпустили около 70 ракет «Габриэль» [Przeglad Morski, 1977, № 5, s, 20, 21], арабские — около 50.

 

Одним из условий успеха действий ракетных катеров израильское командование считало своевременное их обеспечение разведывательными данными о противнике. В районе боевых действий велась непрерывная разведка, к которой привлекались ракетные и сторожевые катера, самолеты, вертолеты, средства берегового наблюдения за воздушной и морской обстановкой в прибрежной зоне. Руководство силами флота, развернутыми в море, осуществлялось централизованно. Непосредственное управление кораблями в мореном бою и взаимодействие между ними организовывалось с помощью современных автоматизированных систем, которыми оснащены ракетные катера.

 

В войне применялись все известные способы и средства ведения РЭБ. Израильские ракетные катера были оснащены современными станциями радиотехнической разведки, передатчиками активных помех и снарядами с быстрорассеивающими дипольными отражателями. При обнаружении работы корабельных РЛС Египта и Сирии производилась постановка завес из дипольных отражателей в ближней и дальней зонах. Под их прикрытием быстроходные группы израильских катеров сближались на дистанцию пуска своих ракет [Морской сборник, 1978, № 5, с. 101].

 

Материально-техническое обеспечение морских сил осуществлялось главным образом в пунктах их базирования. Вместе с тем были случаи дозаправки кораблей в море, в результате чего, например, ракетные катера типа «Саар» и «Решеф» смогли увеличить радиус своего действия с 300—400 до 1000 миль, что практически охватывало всю зону действия израильского флота [Зарубежное военное обозрение, 1974, № 3, с. 88].

 

 

Состав Военно-Морских сил Египта, Сирии и Израиля к началу войны

 

Класс корабля

Арабские страны

Всего

Израиль

Соотношение

Египет

Сирия

Подводные лодки

12

12

3

4:1

Эсминцы

5

5

 

Фрегаты

4

4

 

Катера:

 

ракетные

20

6

26

13

2:1

торпедные

36

15

51

9

5,5:1

патрульные

8

3

11

29

1:2,6

Тральщики

10

2

12

 

Десантные корабли

14

14

9

1,55:1

Всего:

109

26

135

63

2,14:1

 

Примечание. Данные взяты из Przeglad Morski, 1976, № 7, 8. s. 37.

 

 

В тактике боев ракетных катеров в период индийско-пакистанского конфликта 1971 г. и арабо-израильской войны 1973 г., по оценке зарубежных военных специалистов, проявились основные принципы, которые могут решить исход современного морского боя [Przeglad Morski, 1977, № 5, s. 20, 21; Marine Rundschau, 1974, № 11. S. 661—663]. Прежде всего это высокая маневренность и стремительное сближение их с противникам; организация обеспечения и взаимодействия с другими родами сил; качественная подготовка к выполнению боевых задач, включая принятие обоснованных решений и своевременное приведение сип в готовность; широкое проведение мероприятий по РЭБ, использование ложных групп, групп прикрытия и маневрирование для скрытия замысла и отвлечения противника на ложное направление, применение тактической и оперативной маскировки; своевременное применение маневра для недопущения выхода противника на дальность применения его оружия или для ликвидации его превосходства в дальности стрельбы ракетами; быстротечность боя, своевременное построение боевого порядка и нанесение внезапных упреждающих ударов по противнику; развитие успеха последующими ракетными ударами, применение других видов оружия.

 

Из рассмотренных примеров видно, что та сторона, которая сумела в большей степени применить указанные принципы и на их основе организовать бой, как правило, достигала победы.

 

Опыт использования флотов в рассмотренных локальных войнах показывает еще одну тенденцию развития военно-морского искусства — расширение масштабов действия тактических групп малых быстроходных кораблей, которое дает значительные выгоды. Использование большого числа тактических групп ракетных катеров самостоятельно или во взаимодействии с такими же небольшими группами торпедных, артиллерийских катеров и авиацией повышает эффективность и уменьшает их потери. Такой вывод делают на Западе.

 

Многие иностранные военные специалисты считают, что проявилась тенденция перехода от тактики применения ударных групп однотипных катеров к тактике применения смешанных групп при комплексном использовании различных средств поражения [U.S. Naval Institute Proceedings 1978, № 5, pp. 79—81; Marine Rundschau, 1974, № 11, S. 661— 663; Przeglad Morski, 1976, № 7—8, s, 39—41].

 

«Габриэль» Мк 1, Мк 2, Мк 3 и Мк 3 A/S - Противокорабельные ракеты, описание, схемы, чертежи, боевое применение

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,469,521 уникальных посетителей