November 19 2017 17:54:08
Навигация
Последние статьи
· Джинсы, всякое такое...
· Товарный паровоз сер...
· Мастер и Маргарита -...
· Становление русского...
· Поэзия Довженко - о ...
· Готика - архитектура
· 1944 - Ганс Фриснер,...
· Н. К. Крупская - Что...
· 1924 - Акт комиссии ...
· 1921 - Ходоки у Ленина
· 1924 - Сообщение Ком...
· 1924 - Уфимские деле...
· 1924 - Протокол осви...
· Н.К. Крупская - Прие...
· 1924 - Официальная и...
Иерархия статей
Статьи » История России и СССР » 1917 - Декрет, провозгласивший свободу совести
1917 - Декрет, провозгласивший свободу совести

Декрет, провозгласивший свободу совести

 

65 лет назад Совет Народных Комиссаров принял важный законодательный акт — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он четко определил отношение молодой Советской республики к религии и церкви. Декрет был подписан Владимиром Ильичей Лениным.

 

Принятие декрета стало событием большой революционизирующей силы. Испокон веков церковь в России занимала привилегированное положение. Превратившись в часть государственного аппарата, она оказывала огромное влияние на все стороны жизни людей. В учебных заведениях обязательным предметом был «закон божий». Все подданные мужского пола обязаны были приносить верноподданническую религиозную присягу. Отказ от нее по каким-либо мотивам, например по атеистическим убеждениям, приравнивался к тяжкому преступлению. Особенно сильно церковь влияла на жизнь семьи. Признавался только религиозный брак. Кроме того, устанавливалось немало ограничений, посягающих на сугубо личные отношения супругов и детей. Приверженность к религии считалась обязательной для каждого человека. Не случайно в одном из документов министерства внутренних дел указывалось, что «подданные без религии... представляют из себя наиболее нежелательный элемент в государстве». А те, кто осмеливался критически подходить к религии, всячески преследовались. Среди них оказался и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, который за свои убеждения, противоречащие религиозным догматам, был предан анафеме и подвергался травле. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» предусматривало: «Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном, дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь или ругаться над священным писанием и святыми таинствами, тот подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на время от двенадцати до пятнадцати лет».

Позорным и проклятым называл В. И. Ленин то время, когда в России существовали и применялись средневековые инквизиторские законы, преследовавшие за веру или неверие, насиловавшие совесть граждан.

Вот почему в ходе революционной борьбы наряду с другими лозунгами, требовавшими свержения царского самодержавия, власти помещиков и капиталистов и установления власти рабочих и крестьян, как одно из насущных чаяний широких трудящихся масс был выдвинут лозунг «Свобода совести!»

 

Особое внимание этому вопросу уделял В. И. Ленин. Еще в 1902 году в проекте программы РСДРП он сформулировал принцип отделения церкви от государства и школы от церкви. В известной статье «Социализм и религия» он писал: «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть безусловно уничтожены. Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников... Полное отделение церкви от государства — вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви».

Эти важные требования стали проводиться в жизнь сразу после революции. Они нашли свое отражение в первых советских законах. В Декрете о земле указывалось, что наряду с помещичьими, удельными и другими землями все церковные и монастырские земли «со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями» передаются в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, что стало первым шагом по отделению церкви от государства. «Декларация прав народов России», принятая в ноябре 1917 года, отменяла все и всякие национальные и религиозные привилегии и ограничения. Дело воспитания и образования из духовного ведомства было передано в ведение народного комиссариата по просвещению. И наконец, был принят основополагающий государственный акт — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

 

Проект декрета был разработан специально созданной комиссией. Активное участие в его подготовке принял В. И. Ленин. Он внес в него ряд существенных поправок и изменений. Так, статья 1 проекта декрета в первоначальном виде гласила: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской республики». В. И. Ленин вычеркнул ее и заменил положением: «Церковь отделяется от государства», — четко определив тем самым главное направление принимаемого закона. В статью 6 он внес поправку, которая пресекала неисполнение гражданских обязанностей по религиозным убеждениям. В ленинской редакции принята статья 13: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Таким образом, верующим создавались необходимые условия для удовлетворения их религиозных потребностей.

Провозгласив отделение церкви от государства, декрет раскрывает, в чем именно оно заключается и каковы гарантии его соблюдения. В соответствии с ним государство не предоставляло никаких преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан. Религиозные общества подчинялись общим положениям о частных обществах и союзах. Никакими государственными субсидиями отныне они не пользовались. Ведение актов гражданского состояния, находившееся ранее под началом церкви, полностью передавалось гражданской власти. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивалось постольку, поскольку это не нарушало общественного порядка и не сопровождалось посягательствами на права граждан. Отменялась религиозная клятва или присяга. Действия государственных и иных публично-правовых установлений не сопровождались никакими религиозными обрядами и церемониями. Из всех официальных актов устранялись любые указания на религиозную принадлежность граждан.

Декрет не только провозгласил свободу совести в новом социалистическом обществе, но и впервые в истории человечества действительно гарантировал ее. Законодательно было установлено, что граждане могут исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Отменялись всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры. В царской России «первенствующей и господствующей» религией считались православие. «Иноверцы» подвергались всяческой дискриминации. Декрет провозгласил равенство религий и запретил «издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан». Церковным и религиозным обществам категорически запрещались принудительные сборы с верующих, равно как и применять к ним меры принуждения и наказания.

Одно из важнейших положений декрета заключалось в том, что школа полностью отделялась от церкви. До революции церковь, будучи верной союзницей самодержавия, воспитывала учащихся в духе преданности царскому престолу и самодержавию. Определенные учебные заведения полностью находились в ведении синода. После Октябрьской революции с этим раз и навсегда было покончено. Отделив школу от церкви, декрет запретил насильственное приобщение учащихся к религии, подчеркнув, что «...преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». Вместе с тем за гражданами было оставлено право обучаться религии частным образом. Так закрепленная декретом свобода совести исключила всякое принудительное, насильственное приобщение учащихся к религии.

 

Ленинские идеи об отношении социалистического государства к религии и церкви, заложенные в декрете, продолжают жить и сегодня. Они нашли свое отражение в дальнейшем развитии законодательства о религиозных культах.

Свобода совести в нашей стране закреплена в Конституции СССР. Отражая основные идеи ленинского декрета, статья 52 Основного Закона гласит:

«Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви».

 

В этом сущность провозглашенной и строго обеспечиваемой в нашей стране свободы совести, начало которой положил ленинский декрет.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,609,367 уникальных посетителей