September 25 2017 15:56:45
Навигация
Последние статьи
· СО-И0497 Saiman полн...
· JK-298 массажер, Кит...
· ЗП-220 звонок, СССР,...
· V-99 Hearing Aid - о...
· Cambridge Translator...
· Адаптер УКВ FM-U обз...
· SSBN-643 George Banc...
· Челябинск советский ...
· Г. Скребицкий "Хитра...
· Автомобили - реклама...
· Пармская обитель и с...
· Мирра Лохвицкая: Я х...
· XII в. Успенский и Д...
· XII в. Георгиевский ...
· Орхит - воспаление я...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Вариант Пудовкина - о творчестве выдающегося русского и советского кинорежиссера
Вариант Пудовкина - о творчестве выдающегося русского и советского кинорежиссера

Вариант Пудовкина - о творчестве выдающегося русского и советского кинорежиссера

 

 

В «Броненосце «Потемкин» Эйзенштейн не прослеживает судьбы отдельных людей, герой фильма — революционная масса. Это был возможный, но, разумеется, не единственный способ подхода к теме революции. Подобная масштабность, эпичность вообще была свойственна литературе и искусству первых лет Советской власти — вспомним хотя бы «Железный поток» А. Серафимовича, где индивидуальные образы так же едва намечены, а центральным героем стал народ, «поток».

 

Режиссер В. Пудовкин на съемке

Режиссер В. Пудовкин на съемке

 

Иначе трактовал революционную тему Всеволод Илларионович Пудовкин. Он пришел в кино сложившимся человеком: имел инженерное образование, был на фронте первой мировой войны, в плену, имел опыт трудовой деятельности. Кинематографические знания он получил в мастерской Кулешова.

 

В своих трех знаменитых фильмах — «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928) Пудовкин показал революционную эпоху, раскрыл ее пафос через конкретные судьбы людей в революции.

 

Фильм «Мать» представлял собой экранизацию одноименного романа М. Горького, правда, создатели картины не придерживались строго фабулы первоисточника; и, хотя центральным персонажем по-прежнему остается Ниловна, простая русская женщина, душой и сердцем почувствовавшая правоту дела сына и его друзей, большевиков-подпольщиков, финал ленты иной: на демонстрации она принимает из рук убитого знаменосца красный флаг, ведет за собой массы.

 

«Мать» режиссера В. Пудовкина

«Мать» режиссера В. Пудовкина

 

Пудовкин применял в кино принципы актерской системы Станиславского. Подобно Протазанову, Пудовкина можно назвать «актерским режиссером». Но не только и не столько этим определялись высочайшие художественные достоинства его произведений. Пудовкин создавал такой кинематограф, в котором возможности актеров и мастерство режиссера, оператора и художника дополняют друг друга, органично сливаются в одно целое. Вот тому лишь один пример.

 

...Павел (в его роли выступил талантливый актер МХАТа Н. Баталов) бежит из тюрьмы весной, в пору ледохода. Физически ощутима радость героя от обретенной свободы, и радость эта разрядом отдается в зрительском сердце. Это ощущение эмоционально усиливают кадры ледохода. Монтируя планы побега, ледохода и рабочей демонстрации, режиссер получает классическую метафору: ледоход — это образ революции, ее неудержимого движения...

 

«Конец Санкт-Петербурга». Реж. В. Пудовкин

«Конец Санкт-Петербурга». Реж. В. Пудовкин

 

Сюжет «Конца Санкт-Петербурга» — это судьба деревенского парня, которого нужда гонит в город. Парень поступает на завод и по темноте, неопытности выдает своего земляка, старого рабочего, и его товарищей, готовивших забастовку. Начинается война, и парень одевает солдатскую шинель. Жизнь учит его уму-разуму, классовой солидарности. В конце фильма парень — в ряду бойцов, штурмующих Зимний дворец.

 

Как видим, здесь в центре внимания авторов — снова индивидуальная судьба. Правда, в фильме много событий и слишком большой временной период он охватывает, поэтому режиссерская работа здесь заметнее актерской. Но в другом своем фильме, «Потомке Чингис-хана», Пудовкин снова, как и в «Матери», стремится создать индивидуализированные и психологически сложные образы.

 

«Потомок Чингис-хана». Реж. В. Пудовкин

«Потомок Чингис-хана». Реж. В. Пудовкин

 

События картины происходят в Монголии. Интервенты, найдя у нищего пастуха Баира древнюю грамоту, объявляют его потомком Чингис-хана и решают сделать подставной фигурой, марионеткой. Баир, присмотревшись к своим хозяевам, понимает, что ему не по пути с ними, и бежит к партизанам. В финале мы видим его во главе красных конников, которые атакуют интервентов. Режиссер монтажом соединяет атаку кавалерии с мощными порывами ветра, от которого сгибаются деревья и несется по земле туча пыли и сора. Атака красных конников — это буря, сметающая все и всех. «Буря над Азией» - под таким названием фильм Пудовкина и шел за границей.

 

 

Источник: И. Вайсфельд, В. Демин, Р. Соболев «Встречи с X музой».

Москва. «Просвещение». 1981

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,469,432 уникальных посетителей