November 23 2017 09:18:13
Навигация
Последние статьи
· Джинсы, всякое такое...
· Товарный паровоз сер...
· Мастер и Маргарита -...
· Становление русского...
· Поэзия Довженко - о ...
· Готика - архитектура
· 1944 - Ганс Фриснер,...
· Н. К. Крупская - Что...
· 1924 - Акт комиссии ...
· 1921 - Ходоки у Ленина
· 1924 - Сообщение Ком...
· 1924 - Уфимские деле...
· 1924 - Протокол осви...
· Н.К. Крупская - Прие...
· 1924 - Официальная и...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Стихи Шаляпина
Стихи Шаляпина

Стихи Шаляпина

 

В репертуаре Шаляпина свыше 30 опер. Некоторые либретто носят следы его редактуры. Он перевел на русский язык серенаду Дон-Кихота из одноименной оперы Ж. Массне и Оду Сафо И. Брамса. На нотах Оды читаем: «Слова сделаны мной в 1906 г. Ф. Шаляпин». (Арии, романсы, песни из репертуара Ф. Шаляпина. Изд. «Музыка», М., 1972 г.)

 

Ф. И. Шаляпин и А. И. Куприн. Фотография К. Буллы

Ф. И. Шаляпин и А. И. Куприн. Фотография К. Буллы

 

Артист был неравнодушен к поэзии, врожденная музыкальность, чувство ритма помогли ему освоить и стихосложение. Шаляпин, конечно, не профессиональный поэт, однако иногда он выступал в печати со злободневными миниатюрами. Не чуждался и лирики. Легкой иронией проникнута концовка лирического стихотворения «В дождик»:

 

...Льет он, льет не уставая,

Но для нас в нем нет беды.

Хочет он, чтоб ты сухая

Вышла, друг мой, из воды.

 

Особенно удавались ему веселые устные импровизации. Они подолгу оставались на слуху коллег.

Увидев впервые свою будущую жену — итальянскую балерину Торнаги, Шаляпин тут же со сцены пропел:

 

— Онегин, я клянусь на шпаге,

Безумно я люблю Торнаги.

Тоскливо жизнь моя текла,

Она явилась и зажгла...

 

Жизнелюбие, чувство юмора были неотъемлемыми свойствами его натуры. Они проявились уже в ранних стихах певца. Автор этих строк располагает текстами некоторых из них — «Дума», «Диссонанс», «Лови момент», «Песня масленицы», «Ночью» и др. Все эти стихотворения написаны Шаляпиным на рубеже двух столетий — в 1899 и 1900 годах. Они опубликованы в московских юмористических журналах. Каждое подписано полной фамилией. За исключением тех, что появились в журнале «Будильник», где принято было печататься под псевдонимами или проставлять инициалы. (Остается разыскать еще несколько неизвестных стихов Федора Ивановича.)

 

Любопытно отметить, что на страницах тех же журналов одновременно с Шаляпиным выступал известный артист и антрепренер М. В. Лентовский. Он писал шуточные стихи, скетчи, юморески и явно старался превзойти своего приятеля, ставшего конкурентом по жанру.

 

Рисунки Шаляпина - автопортреты

Рисунки Шаляпина и на Шаляпина:

1 - Шаляпин-скульптор. Шарж художника Вега ("Театр в карикатурах", 1913)

2 - Шаляпин в роли Дон-Кихота. Автопортрет

3 - Шаляпин в роли Бориса Годунова (набросок самого исполнителя)

4-5 - Автопортреты Шаляпина

 

Шаляпин был и превосходным мастером рисунка. Высмеивая назойливых поклонников, он не щадил и себя. Почти столетие ходят по свету его неподражаемые автошаржи и автоэпиграммы. Артист их во множестве раздаривал...

 

Из Италии Шаляпин послал знакомой москвичке зарифмованное письмо:

 

Я здесь в Милане — страус в клетке

(В Милане страусы так редки),

Милан сбирается смотреть,

Как русский страус будет петь.

И я пою, и звуки тают,

Но в воздух чепчики отнюдь

Здесь, как в России, не бросают.

 

Фотокопия этого стихотворения находится в Музее музыкальной культуры имени М. Глинки. Автограф датирован 25 марта 1901 года. Певец выступал тогда в миланском театре Ла Скала. Там он впервые для себя спел партию Мефистофеля и познакомился со своим партнером Энрико Карузо...

Вскоре вся Европа узнала Шаляпина. Пресса стала следить за каждым его шагом. В 1905 году «Известия книжных магазинов М. О. Вольф» (№ 18) сообщили о намерении Шаляпина издавать сатирический журнал. Но усиление реакции после разгрома революции 1905—1907 годов помешало это осуществить. В утешение своих поклонников Шаляпин объявил, что по-прежнему остается сотрудником «Будильника»...

 

Журнал надеялся получить от него новые стихи. Однако планы артиста изменились. Он решил расстаться с Москвой. Ноябрьским утром 1906 года Шаляпин зашел в комнату Большого театра, где обычно гримировался, и написал на стене:

 

Прощай, уборная моя,

Прощай, тебя покину я!

…………………………

 

Пройдут года — все будет так,

Софа все та же — те ж рожки,

Те же режиссеры-чудаки.

Все та же зависть, сплетни, ложь,

И скудоумие все то ж.

Певцов бездарных дикий вой

И заслуженных старцев строй,

Портной Андрюшка, страж Семен

И тенора иных племен;

Оркестр блестящий, стройный хор,

Для роль не знающих — суфлер,

Чиновников в мундирах ряд

И грязных лестниц дым и смрад.—

Все это покидаю я,

Прощай, уборная моя!

 

Шаляпин у граммофона фотография

Шаляпин у граммофона

 

Шаляпин уехал в Петербург. Что его ждало? Позже он ответил на этот вопрос в мемуарах:

«Понятно, с каким энтузиазмом, с какой верой я вступил в этот заветный рай, каким мне представлялся Мариинский театр... К глубокому моему отчаянию я очень скоро убедился, что в этом мнимом раю больше змей, чем яблок...»

 

 

Как всякий истинный художник, Шаляпин испытывал потребность совершенствоваться. «Беседуя с Дальским, я не раз говорил ему, что искусство, которому я служу, непонятно мне, не удовлетворяет меня. Я жалел, что не играю в драме, потому что, мне кажется, пение не может выразить так много, как живое слово».

 

Артист все больше тянулся к литературе. М. Горький заметил стремление своего друга и познакомил его с Николаем Дмитриевичем Телешовым — организатором литературного объединения «Среда». В своих «Записках писателя» Телешов вспоминает:

«Время от времени стал приезжать на «Среды» Федор Иванович Шаляпин... Иногда он принимал участие в общей беседе, нередко любил пошутить, рассказать анекдот, иногда очень сильно прочитывал какой-нибудь драматический кусок...»

 

В ноябре 1901 года Шаляпин прочел участникам кружка свое стихотворение «Ночью». Через неделю Николай Дмитриевич писал ему:

«Если Вам не было скучно в нашем кружке, то мы надеемся, что Вы приедете к нам в одну из ближайших сред и привезете нам свое стихотворение для нашего товарищеского сборника, который мы в декабре издаем».

Имелся в виду первый сборник «Знание», вышедший в 1902 году под редакцией М. Горького.

 

Есть и другой литературный сборник, составленный писателями «Среды». Называется он «Друкарь» (Печатник). Доход от продажи предназначался на устройство в Москве инвалидного дома для типографских рабочих...

 

Весной 1909 года Н. Д. Телешов обратился к Шаляпину с официальным письмом от издателей. В нем содержалась просьба «написать для сборника страниц пять—десять—двадцать». Однако, не слишком надеясь получить рукопись, Николай Дмитриевич добавил: «Если же Вы не найдете возможным написать эти несколько страниц, то дайте мне несколько стихотворений Ваших. Я вспоминаю, что они печатались в журналах, я их было бы возможно перепечатать».

Шаляпин отмолчался... Тогда Телешов написал ему вторично. На этот раз лично от себя:

«Стихи, которые ты читал мне про жилет, интересны и хороши. Если можно, дай волю фантазии, не поленись, ради доброго дела, написать мне это стихотворение. Даю честное слово, что без разрешения твоего я его не напечатаю и ничего с ним «публичного» не сделаю...»

 

Дружеское увещевание, видимо, подействовало. Шаляпин послал Николаю Дмитриевичу ранее читанный ему вариант стихотворения, но другого, не того, о котором писал Телешов.

«Вы увидите, как я изменил конец стиха,— не знаю удачно ли? — сомневается Федор Иванович.— Мне не нравится слово «глыбы». Может, найдете слово лучше, прошу, пожалуйста, замените».

Телешов оставил текст без изменений. Придумал только название. «Друкарь» вышел в 1910 году. Сборник открывается известными заметками Льва Толстого «О жизни и смерти». А через несколько страниц напечатано:

 

Заря

 

Пожар, пожар! Горит восток!

На небе солнце кровью блещет,

У ног моих пучина плещет,

И сердце бьется и трепещет,

И жизнь меня зовет вперед.

В лицо мне ветер свежий бьет,

И тьмы уж нет; и утра луч

Разрезал глыбы темных туч.

 

Ф. Шаляпин

 

Такова история публикации одного стихотворения. Своим предчувствием революционного подъема оно несколько напоминает знаменитую горьковскую «Песню о Буревестнике», хоть и подражательно в художественном отношении.

 

Прошло семь лет. Свержение самодержавия Шаляпин встретил ликованием. Чуть ли не с первого дня начал обдумывать, как воспеть революцию, «к сожалению, —  пишет он дочери, — не найдя ничего подходящего у наших композиторов в этом смысле, позволил себе написать слова и музыку к ним сам». Подчеркнув последнее слово, повторяет: «Совершенно не претендуя на лавры литератора или композитора, я тем не менее написал, кажется, довольно удачную вещь...»

 

Речь идет о стихотворении «Песня революции». Она начинается так:

 

К оружию, граждане, к знаменам,

Свободы стяг нести вперед!

Во славу русского народа,

Пусть сгинет враг, пусть враг падет.

 

Первая строчка повторяется во всех последующих строфах. Их семь. Полный текст я обнаружил в книжечке «Песни и гимны свободной России», изданной тогда же, в 1917 году. Песня названа там «Новый национальный гимн — Свободный гражданин».

 

На слова своего гимна Шаляпин подобрал музыку, заимствовав мотив боевой песни гарибальдийцев. Дирижер А. Коутс помог эту песню оркестровать.

26 марта 1917 года Преображенский полк устроил в Мариинском театре торжественный концерт-митинг с участием Шаляпина. Этот полк — наследник того воинского соединения, которое некогда сформировал Петр I, в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания весь его рядовой состав перешел на сторону революции.

 

В день концерта Преображенский полк выстроился на огромной сцене театра. Из глубины сцены вышел с красным знаменем Шаляпин, одетый в сверкающий плащ, и под сопровождение хора и двух оркестров во всю набатную силу голоса спел свой гимн. Публика ответила любимому артисту бурной и долгой овацией...

 

1920 год. Петроград. Шаляпин присутствует на премьере оперетты Миллекера «Нищий студент». Спектакль ему понравился. Особенно комическая роль Оллендорфа. Федор Иванович предложил ее исполнителю свой куплет. Новый текст одобрили и с тех пор по сей день поют в наших театрах. Вот этот куплет:

 

Я помню, раз во время оно

Бродил я по лесам Цейлона,

И как-то утренней зарею

С очковой встретился змеею.

 

Из пасти высунувши жало,

Она ко мне уж подползала.

И был момент, когда, поверьте,

Я был готов к ужасной смерти.

 

Но я рассудка не теряю,

Очки в осколки разбиваю.

Ослепла, бедная, понятно,

И с плачем поползла обратно.

 

...В фойе нью-йоркской Метрополитен-Опера стоят мраморные бюсты Шаляпина и Карузо. Они напоминают о тесной дружбе двух великанов оперного искусства.

 

Ф. И. Шаляпин, Дуглас Фербенкс и импресарио Шаляпина Юрок

Ф. И. Шаляпин, Дуглас Фербенкс и импресарио Шаляпина Юрок

 

В декабре 1921 года в этом здании проходили гастроли Федора Ивановича. Ему отвели артистическую комнату Карузо. «Он был хороший парень и мой большой приятель, — сообщал Шаляпин в письме дочери. — Вот что я написал там на стене — на память (конечно, по-русски)... Ведь я в душе поэт:

 

Сегодня с трепетной душой

В твою актерскую обитель

Вошел я, —  друг далекий мой!..

………………………………….

 

Но ты, Певец страны полденной,

Холодной смертью пораженный,

Лежишь в земле — тебя здесь нет!

 

И плачу я!.. И мне в ответ —

В воспоминаньях о Карузо —

Тихонько плачет твоя Муза.

 

Ф. Ш.

 

Под экспромтом приписка: «А? Каково? В виде как бы Пушкин!»

 

Шаляпин умел иронизировать над собой...

 

В 1922 году Шаляпин покинул Родину и не переставал тосковать по ней.

Мы знаем об этом из многочисленных свидетельств. А вот поэтические строки о любви Шаляпина к России. Они принадлежат нашему современнику, поэту Михаилу Львову.

 

По всем дорогам европейских стран

Артист возил с собою чемодан,

Тяжелый, неизвестно чем набитый,

Двумя замками наглухо закрытый.

 

………………………………………..

 

Артист скончался — вскрыли чемодан

И к чемодану кинулись, а там

Не золото, не искры хрусталя,

А там земля. Российская земля!

 

 

 

Л. ВОЛКОВ-ЛАННИТ, заслуженный работник культуры РСФСР

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,620,407 уникальных посетителей