November 19 2017 17:53:48
Навигация
Последние статьи
· Джинсы, всякое такое...
· Товарный паровоз сер...
· Мастер и Маргарита -...
· Становление русского...
· Поэзия Довженко - о ...
· Готика - архитектура
· 1944 - Ганс Фриснер,...
· Н. К. Крупская - Что...
· 1924 - Акт комиссии ...
· 1921 - Ходоки у Ленина
· 1924 - Сообщение Ком...
· 1924 - Уфимские деле...
· 1924 - Протокол осви...
· Н.К. Крупская - Прие...
· 1924 - Официальная и...
Иерархия статей
Статьи » История России и СССР » Донесение Белышева, комиссара "Авроры"
Донесение Белышева, комиссара "Авроры"

ДОНЕСЕНИЕ КОМИССАРА КРЕЙСЕРА «АВРОРА» А. В. БЕЛЫШЕВА

 

 

Крейсер «Аврора», находясь в ремонте у Франко-Русского завода, 22 октября должен был уйти из Петрограда на пробу машин. Но, имея в виду предполагаемый 2-й Всероссийский съезд, приказом Центробалта был задержан на неопределенное время, причем причина задержки была объяснена команде тем, что нашему крейсеру «Аврора» придется принимать самое активное участие в поддержке Совета и, возможно, предстоящем перевороте. 24 октября от Военно-революционного комитета я получил назначение комиссаром на крейсер «Аврора», для чего было созвано экстренное заседание судового комитета в присутствии командира и прочих офицеров, где я вкратце объяснил инструкции комиссара и в связи с этим предупредил, что все приказы и распоряжения, исходящие как-то: от Военно-революционного комитета и других, будут мной проведены в жизнь и в исполнение, не считаясь ни с командиром, ни с мнением других офицеров.

 

Вечером было получено распоряжение от Военно-революционного комитета крейсеру «Аврора» восстановить движение по Николаевскому мосту. Согласно инструкции — занятие Николаевского моста — явилась необходимость корабль передвинуть возможно ближе к мосту, для чего мною было отдано распоряжение развести пары, прогреть машины и приготовиться сняться с якоря. И одновременно с этим восстановили связь с 2-м Балтийским флотским экипажем, которому и было предписано с снятием крейсера «Аврора» с якоря и под прикрытием наших орудий выбить юнкеров, занять мост и восстановить движение. Но когда уже окончательно приготовились к снятию, командир отказался вести корабль, указывая на невозможность пройти крейсеру по Неве. Не затягивая дела, отдано распоряжение промерить фарватер Невы, измерение которого показало, что крейсер свободно пройдет. С чертежом глубины Невского фарватера я, вторично явившись к командиру, указывал на необходимость довести корабль, но, получивши еще раз отказ, мною отдано распоряжение арестовать всех офицеров. Это и было приведено в исполнение Несмотря на отказ командира и других офицеров, мы все-таки решили хоть самим да сняться с якоря. Не знаю, что повлияло на командира: или страх за свою шкуру, или что-нибудь другое, но он все-таки в последнюю минуту нашего приготовления согласился довести корабль до моста. И в 31/2 часа утра корабль отдал якорь у Николаевского моста. Весь день 25 октября корабль приводили в боевое состояние, приготовляли пушки, снаряды, и вся команда находилась на своих постах. Вечером получено предписание от Военно-революционного комитета после сигнальных пушечных выстрелов с Петропавловской крепости произвести несколько выстрелов холостых и смотря по обстоятельствам, если нужно, — открыть огонь, к чему прибегать не пришлось, так как Зимний вскоре сдался. Между прочим, все это время производилась связь с Военно-революционным комитетом и другими военными судами, с пехотными частями и посылались небольшие вооруженные отряды для разведки и связи с кораблем. Благодаря этому жизнь на корабле протекала вполне нормально, команда была вполне спокойна, так как была все это время в курсе происходящих событий. Между прочим, необходимо отметить храбрость авроровцев, как, например, при взятии Зимнего дворца и телефонной станции (имеется в виду операция по освобождению Центральной телефонной станции, захваченной утром 29 октября 1917 г. восставшими мятежниками-юнкерами – примечание Ред.), где отряд авроровцев отбил у юнкеров броневик, но за негодностью мотора снял с него пулеметы и притащил на корабль. Были посланы отряды в Москву и небольшой отряд на позиции в качестве инструкторов-бомбобросателей. В настоящее время жизнь хотя и проходит обычным порядком, но команда и корабль ежеминутно могут быть приведены в полную боевую готовность.

 

 

Комиссар крейсера «Аврора» А. Белышев

 

 

 


 

 

Белышев Александр Викторович (1893-1974) – рабочий с 1913 г. на Балтийском флоте, машинист крейсера «Аврора», член РСДРП(б) с 1917 г. С осени 1917 г. председатель судового комитета крейсера и представитель его в Центробалте. 24 октября 1917 г. назначен ВРК комиссаром «Авроры».

Публикуемое донесение написано судя по его содержанию, в конце ноября – начале декабря 1917 г. и содержит весьма точное описание действий крейсера в Октябрьские дни. Впервые опубликовано в «Петроградской правде», 1922, № 251, 5 ноября.

 

Белышев Александр Викторович

Белышев Александр Викторович

 

OCR и обработка Михаила Дмитриенко

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,609,364 уникальных посетителей