October 19 2017 13:58:21
Навигация
Последние статьи
· Пытки в секретных тю...
· Кошка и мышка вдвоем...
· Тристан и Изольда - ...
· Шахматная рецензия -...
· SS/Waffen-SS Германии
· Уголок для ребёнка с...
· СО-И0497 Saiman полн...
· JK-298 массажер, Кит...
· ЗП-220 звонок, СССР,...
· V-99 Hearing Aid - о...
· Cambridge Translator...
· Адаптер УКВ FM-U обз...
· SSBN-643 George Banc...
· Челябинск советский ...
· Г. Скребицкий "Хитра...
Иерархия статей
Статьи » Автотранспорт » Туристский автобус ЛАЗ-697 Е "Турист" СССР
Туристский автобус ЛАЗ-697 Е "Турист" СССР

Туристский автобус ЛАЗ-697 Е "Турист" СССР

 

 

История Львовского автозавода им. 50-летия СССР

 

 

Туристский автобус ЛАЗ-697 Е "Турист" СССРТуристский автобус ЛАЗ-697 Е "Турист" СССРЭтот туристский (пассажирский) автобус выпускался Львовским автобусным заводом имени 50-летия СССР.

 

ЛАЗ задуманный как автосборочный, свою первую продукцию начал выпускать осенью 1951 г. - автокраны АК-32. Автозавод с 1957 года специализировался на выпуске пригородных, туристских и междугородных автобусов с задним расположением силового агрегата.

 

В 1964 году ЛАЗ выпустил первый отечественный автобус с автоматической трансмиссией - ЛАЗ-695Ж. В этом же 1964 году в серию пошел автобус ЛАЗ-699А с пневмобаллонами в подвеске - результат нескольких лет экспериментальных работ завода.

 

ЛАЗ-699А интересен еще и тем, что стал первым отечественным автобусом с независимой подвеской передних колес - особенность редкая в те годы. В 1978 году начался выпуск своей первой модели городского автобуса ЛАЗ-4202 с дизелем КамАЗ и новой автоматической трансмиссией.

 

ЛАЗ так же производил прицепы к грузовым автомобилям.

 

Технические характеристики:

 

Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, имеет две двери, в том числе одну для пассажиров.

Число мест - 33

Собственный вес - 6950 кг

Снаряженная масса - 7 300 кг

Полный вес - 10 230 кг

Колесная формула - 4х2

Размер шин 11,00-25

База - 4 190 мм

Колея - 2 076 мм

Минимальный дорожный просвет 270 мм

Габаритные размеры:

длина 9190 мм

ширина 2500 мм

высота 2990 мм

Максимальная скорость - 75 (87) км/ч

Двигатель - ЗИЛ 130 Я2, мощностью 150 л.с, карбюраторный, V-образный, четырехтактный, верхнеклапанный

Цилиндров - 8, рабочий объем - 5 966 см3

Степень сжатия 6.5

Частота вращения коленвала - 3 200 об/мин

Сцепление однодисковое, сухое с гидравлическим приводом

Число передач - 5

Главная передача двойная: пара конических и пара цилиндрических шестерен

Рулевой механизм глобоидный червяк и кривошип с роликом

Расход топлива - 35-40,5 литров на 100 км

Годы выпуска - 1961-1970

 

 

С 1975 по 1978 год производился модернизированный ЛАЗ-697Н

 

чертежи автобуса ЛАЗ-697 Е "Турист"

чертежи автобуса ЛАЗ-697 Е "Турист"

 

Сегодня этот автобус найти довольно таки трудно, их остались единицы и пребывают в плачевном состоянии. Год назад я видел на задворках одного автопарка парочку таких автобусов, причем внешне они очень неплохо сохранились. Но сейчас их там уже нет - владельцы автопарка "подчистили" территорию и весь "хлам" убрали - куда неизвестно, но понятно что не в руки реставраторов, а на ближайшую свалку. Очень жаль. Автобус был интересным, а при нынешнем всплеске интереса к истории отечественной техники и к оригинальному дизайну, эта модель кое-что да значит!

 

 

Иллюстрации из журнала "Юный техник" №3, 1973 г.

 

Сказание о «ЛАЗе»

 

13 апреля 1945 года было принято правительственное постановление о создании во Львове автосборочного завода, а 21 мая определены меры по его строительству. Эта дата и считается днем рождения «ЛАЗа».

 

В течение почти десяти лет здесь выпускали одноосные прицепы, фургоны-прицепы для перевозки хлеба, автолавки и т. д. Собирались также 3-тонные автокраны ЛАЗ-690 на шасси ЗИС-150 (фото в заголовке внизу).

 

Хорошее начало

 

В середине 50-х годов на Московском автозаводе готовились к выпуску нового среднего городского автобуса ЗИЛ-158, а производство уже устаревшего ЗИС-155 хотели передать на периферию – на Львовский автосборочный. Однако коллектив под руководством Виктора Осепчугова взялся за разработку собственной модели. В 1956 году были испытаны опытные образцы автобуса ЛАЗ-695, а в следующем началось его серийное производство.

 

Нужно сказать, что эта машина по всем статьям превосходила не только старый ЗИС-155, но и московскую новинку. ЛАЗ-695 имел новаторскую по тем временам конструкцию кузова – с несущим основанием, которое представляло собой пространственную ферму из труб прямоугольного сечения. К ней жестко крепился каркас кузова. Двигатель находился сзади, а не спереди, как у ЗИЛ-158. Это заметно снижало шум в салоне и улучшало условия труда водителя. И еще одно – благодаря рессорной подвеске с дополнительными корректирующими пружинами машина обладала хорошей плавностью хода независимо от нагрузки. Следует отметить и удачный, модный тогда дизайн. Кузов имел сильно скругленные формы и остекленные скаты крыши.

 

Не случайно в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе львовская машина была отмечена золотой медалью и почетным дипломом.

 

автобус ЛАЗ-695 СССР

Щелкните по фото, чтобы увеличить!

 

Нестареющий автобус…

 

У самых первых ЛАЗ-695 на передней панели кузова была небольшая декоративная решетка, хотя радиатор находился сзади. А над ней красовалась надпись «Львів». На модели 695Б, появившейся в августе 1958-го, решетки не было. С подачи идеологов-«интернационалистов» убрали и надпись на украинском языке. Ее заменили одной крупной буквой «Л» по центру, которая стала визитной карточкой львовских автобусов на многие годы.

 

С 1961 года вместо рядной «шестерки» ЗИЛ-158 (109 л. с.) начали устанавливать новый V-oбразный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Такие машины получили обозначение ЛАЗ-695Е. Максимальная скорость возросла на 10 км/ч – до 75 км/ч. В 1969 году стали выпускать также ЛАЗ-695Ж – с 2-ступенчатой гидромеханической КПП. Ее изготовление, кстати, наладили на территории самого предприятия.

 

В 1969 году появился ЛАЗ-695М. Корма кузова стала более угловатой, благодаря чему увеличился дверной проем в верхней части. С крыши убрали воздухозаборник, который существенно перекрывал обзор назад. Вместо этого сделали решетки у основания стоек крыши.

 

В 1976 году увидел свет ЛАЗ-695Н. Внешне автобус отличался новой передней панелью кузова, с высоким лобовым стеклом. Центральный проход в салоне расширили с 50 до 58 см. Скорость возросла до 80 км/ч.

 

… и другие

 

ЛАЗ-695 изначально проектировался как пригородный автобус, однако его широко использовали в качестве городского. Параллельно выпускалась и туристическая версия – ЛАЗ-697. В салоне были «спальные» кресла самолетного типа, радиоприемник с микрофонной приставкой. Все принципиальные изменения в конструкции «695-го» переносились и на его туристических «собратьев».

 

Впрочем, вместимость автобуса ЛАЗ-697 «Турист» (33 пассажира) часто оказывалась недостаточной. И потому с 1964 года начали выпускась удлиненную на 1,4 м модель – ЛАЗ-699 «Турист 2», рассчитанную на перевозку 41 человека. Поскольку собственная масса машины возросла, она получила более мощный, 180-сильный двигатель ЗИЛ-375. Изюминкой автобуса стала пневматическая подвеска всех колес, причем у передних она была независимой. К сожалению, в дальнейшем от нее отказались.

 

В 1979 году завершилось сооружение нового головного корпуса завода. Его площадь превышала все другие производственные площади вдвое! Это позволило развернуть выпуск нового городского автобуса ЛАЗ-4202. В отличие от ветерана «695-го», он имел две широкие (1,2 м) двери. В салоне было всего 25 мест для сидения, зато имелись просторные проходы и накопительные площадки спереди и сзади. Подвеска была достаточно комфортной, рессорно-пневматической. Двигатель по-прежнему стоял сзади, но, что очень важно, был уже не карбюраторным, как на всех других ЛАЗах, а дизельным, 180-сильным – КАМАЗ-7401-5. Коробка передач применялась автоматическая, гидромеханическая 3-ступенчатая, с гидрозамедлителем. В 1984 году начать выпускать ЛАЗ-42021 – с обычной «камазовской» коробкой, более дешевой и надежной.

 

В 80-е годы «ЛАЗ» стал самым крупным производителем автобусов в Европе. Здесь могли выпускать до 15 тыс. машин ежегодно.

 

массовый советский автобус ЛАЗ-697 Турист

 

Трудные годы

 

Начало 90-х в Украине, как и в других постсоветских государствах, ознаменовалось переходом к рынку. В 1994 году «ЛАЗ» был преобразован в открытое акционерное общество. Впрочем, контрольный пакет акций (65,14%) пока оставался в собственности государства.

 

Для завода наступили нелегкие времена. Солидные и регулярные госзаказы исчезли, как утренний туман, а новые собственники – автохозяйства – имели очень мало денег. Производство автобусов стало катастрофически падать. Если в 1989 году на «ЛАЗе» было выпущено 14200 машин, то в 1999-м – всего 234, то есть в 60 (!) раз меньше.

 

Тем не менее, в эти трудные годы на предприятии активно осваивались новые модели и модификации. Уже в 1990 году завод наладил выпуск принципиально нового междугороднего автобуса ЛАЗ-42071 с дизельным двигателем. В 1991 году начались работы по большому городскому автобусу ЛАЗ-52523 и троллейбусу ЛАЗ-52522 на его базе. В 1994 году обе машины пошли в серию. Строились и интересные опытные автобусы.

 

Автобус Лаз 4202 СССР

Автобус Лаз-4202

 

На новом этапе

 

В октябре 2001 года контрольный пакет акций «ЛАЗа» (70,41%) на конкурсной основе приобрело украинско-российское ОАО «Сил-Авто». Завод достался победителю в тяжелом состоянии: весь I квартал предприятие простояло. К концу года было выпущено всего 514 машин – то есть на 45% меньше, чем в предыдущем, 2000-м (969 единиц). Притом львиную долю составляли «ветераны» ЛАЗ-695Н, которые из-за низкой цены пользовались самым высоким спросом. Правда, 28% из них уже оснащались дизелями – минскими ММЗ Д-245.9.

 

Началась работа по обновлению продукции. В мае 2002 года на Киевском международном автосалоне было представлено семейство автобусов «с улучшенной планировкой и комфортабельностью»: «Лайнер 9», «Лайнер 10» и «Лайнер 12» – длиной 9, 10 и 12 м соответственно. В этом же году официально объявили о прекращении с июля месяца выпуска устаревших ЛАЗ-695 и 699. Правда, их производство продолжалось еще некоторое время, благо спрос был.

 

На SIA’2002 был показан и новый городской автобус особо большого класса – двухсекционный А-291 на 180 пассажиров. Но в часы пик эта «безразмерная» машина могла вмещать до 300 человек. Подобную опытную модель ЛАЗ-6202 во Львове построили еще в начале 90-х. Но тогда первый блин вышел комом – автобус оказался недостаточно надежным.

 

В 2003 году засветили туристический полутораэтажный автобус с символическим названием «НеоЛАЗ», который поразил всех. На Московском мотор-шоу он был признан лучшим. А в 2004 году появились и принципиально новый «горожанин» большого класса – «низкопольник» ЛАЗ-А183 «Сити», а также его аэродромный «собрат» – АХ183 «Аэропорт».

 

Новое поколение львовских машин соответствует современным европейским требованиям, что подтверждено рядом сертификатов. Они отличаются высоким комфортом и удачным дизайном, оснащаются агрегатами ведущих производителей (двигатели Mercedes и Deutz, коробки передач и мосты ZF и т. д.). Дальнейшая судьба этих машин зависит от развития украинского и российского рынков. План завода на 2005 год – 615 автобусов.

 

 

Леонид Гоголев

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,526,304 уникальных посетителей