December 16 2017 03:13:02
Навигация
Последние статьи
· Маркировка конденсат...
· Джинсы, всякое такое...
· Товарный паровоз сер...
· Мастер и Маргарита -...
· Становление русского...
· Поэзия Довженко - о ...
· Готика - архитектура
· 1944 - Ганс Фриснер,...
· Н. К. Крупская - Что...
· 1924 - Акт комиссии ...
· 1921 - Ходоки у Ленина
· 1924 - Сообщение Ком...
· 1924 - Уфимские деле...
· 1924 - Протокол осви...
· Н.К. Крупская - Прие...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Глинка и Айвазовский
Глинка и Айвазовский

Глинка и Айвазовский

 

 

В 1903 году в журнале «Отечество» появилась небольшая публикация Н. Кузьмина, в которой рассказывалось о близком знакомстве М. И. Глинки и И. К. Айвазовского. Приведем некоторые выдержки из этой статьи — дословные высказывания художника и комментарии публикатора.

 

Вот как вспоминал Айвазовский первую встречу с Глинкой. «Михаил Иванович Глинка производил в первую пору знакомства на мое воображение несколько странное впечатление. Очень маленького роста, худенький, черненький, с лицом бледным, темными, рассыпанными в беспорядке волосами — вот портрет Глинки, и он вовсе не носил на себе отпечатка гордости и величия, которые отличали, например, Антона Григорьевича Рубинштейна... Серые маленькие глаза Глинки, когда он просил меня что-нибудь играть на скрипке, казалось, пронизывали меня насквозь и только в них мелькали искорки. Я часто наигрывал на скрипке ему татарские песни, слышанные мною в детстве еще в Крыму, и он их перенес потом в «Руслана и Людмилу». Однажды, когда я писал небольшую марину, Глинка сел за рояль и с увлечением сыграл их, восточные танцы и andante из «Руслана». После чего пропел нам (это было в гостях у Н. В. Кукольника) с большим чувством и уменьем романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки», я в первый раз слышал его, и он своим пением меня совсем очаровал. Владел своим голосом он чудесно».

 

Айвазовский рассказывал о том, что знакомству с Глинкой он обязан знаменитому творцу «Последнего дня Помпеи», любимой картины М. И. Глинки, Карлу Павловичу Брюллову, тогда одному из первых профессоров Академии, питавших к нему живейшее сочувствие и приблизивших его к себе. Чуждый зависти и напыщенности, он ввел Ивана Константиновича в кружок «братии», славных корифеев которой и завсегдатаев кружка он вспоминал часто в своих письмах и рассказах по поводу юбилея Брюллова. Сам хозяин Брюллов в пестром, широком зеленом халате вел беседы о живописи, музыке и ее истории, Глинка играл и пел. В. А. Жуковский читал свои пленительные стихи, «Летописец Нестор», как называли друзья исторического романиста Н. В. Кукольника, проповедовал об искусстве, импровизировал на рояле и говорил им экспромтом стихи, а Айвазовский и Платон Кукольник играли на скрипке, вдохновляя своими мотивами Глинку, причем Иван Константинович играл на скрипке особенным манером, на татарский образец, поставив ее стоймя против себя и извлекая из нее чаще заунывные, а порою и веселые плясовые восточные песни крымских татар. Изумительно было, по словам Ивана Константиновича, и само творчество Глинки с его быстротой и особая вдумчивость его, в минуты вдохновения заставлявшая композитора забывать о присутствующих, углубляясь в свои партитуры и ноты, или уединяться от всех, запираясь дома на целые дни и никого не принимая.

 

Композитор Глинка на портрете Репина

 

На портрете кисти И. Е. Репина Глинка, по мнению Айвазовского, изображен чрезвычайно удачно в момент творчества «Руслана и Людмилы», за разбросанными нотами и партитурой, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснулся, душа поэта встрепенулась», и он ищет уединения. Это чуть ли не один из удачнейших портретов Глинки, полный поэтической правды...

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,685,378 уникальных посетителей